За десятилетие эмбарго на Южном Урале появились новые продуктовые бренды

30-я юбилейная выставка «АГРО-2024», которая развернется 21-23 августа у Ледовой арены «Трактор» в Челябинске, представит яркие  достижения южноуральского агропрома. Продовольственное разнообразие, новые виды продукции на замену импортной, рост регионального агроэкспорта стали возможными, в том числе, благодаря продовольственному эмбарго, введенному 10 лет назад в ответ на санкции против нашей страны. 

   
   

За прошедшее десятилетие Россия в разы увеличила сбор зерна, овощей и картофеля, на треть увеличила производство животноводческой продукции, вместо импортных продуктов, казавшихся эксклюзивными, наладила выпуск своих, стала ведущим экспортером сельхозпродукции.

Об этом рассказала на пресс-конференции в преддверии выставки заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Инна Подшивалова:

- Когда ввели эмбарго, были опасения у людей: как мы будем без польских яблок, без европейских сыров. Но опасения оказались напрасными. В условиях агросанкций в России собраны рекордные урожаи зерновых до 150 млн тонн. Выпуск растительного масла увеличен в 2,5 раза, мясной продукции - на 84%, макаронных изделий - почти в 1,5 раза. Выросла господдержка АПК: В Российской Федерации в 2012 г. на госпрограмму развития АПК направлялось 198 млрд рублей, в 2023 г. – почти 443 млрд рублей. Россия стала нетто-экспортером продовольствия. Еще в 2012 году в нашу страну ввозилось в 2,5 раза больше продовольствия, чем экспортировалось. В 2023 г. поставки на внешние рынки были на 24 % больше объема закупок из-за рубежа и достигли 43,5 млрд. долл. Сегодня наша страна – мировой лидер по поставкам пшеницы, гороха, ячменя, масличного льна и мороженой рыбы. А Челябинская область прочно занимает 1 место в УрФО по агроэкспорту, в прошлом году мы поставили продукции на 259,4 млн долл. Экспортируем зерновые, продукты переработки зерна, муку, кондитерские изделия. Сегодня активно работаем с Казахстаном, Китаем, странами Персидского залива – Оман, ОАЭ, с Индией, Ираном. Продолжаем работать с Америкой - поставляем овсяные хлопья, сохранились поставки в Восточную Европу - масло-жировая продукция компании «Сигма». Начинаем осваивать рынок Африки.

Настоящий рассвет, по словам Инны Подшиваловой, переживает российское сыроделие, которое получило большой импульс после введения продовольственного эмбарго. За это время производство сыров практически удвоилось.

В Брединском районе в «ЕринЪ сыроварне» изготавливают исторически европейские сыры: гауда, голландский, грюйер, халлуми, качотта, пармезан и др. О своем импотрозамещающем производстве рассказала руководитель компании Татьяна Ерина:

- Мы специализируемся на производстве выдержанных сыров. Позиционируем себя как производители натуральных продуктов, так как у нас своя ферма, свое поголовье, используем только свое молоко, закваски, создали хорошие условия для выдержки. Для организации производства мы приглашали известного российского сыродела – Павла Чечулина, нашего земляка-уральца. Благодаря ему мы сумели достичь стабильного результата.

   
   

Другие южноуральские предприятия также на своем примере показывают, как продэмбарго открыло для них новые возможности роста.

Семь лет назад в Челябинской области появился новый молочный комбинат - ООО «Подовинновское молоко», сегодня его продукция известна всем южноуральцам и широко представлена во всех торговых сетях. Более того, как рассказал директор предприятия Сергей Мельников, компания начинает освоение рынка Китая:

- Сейчас Правительство России и Челябинской области убеждает производителей осваивать внешние рынки. В мае наша компания в инициативном порядке работала в составе делегации региона в Китае. Если в России молоко - это продукт, без которого мы жить не можем, то для китайцев это ноу-хау, многие продукты – творог, сырки они не пробовали. Сегодня молоко пропагандируется Правительством Китая как полезное питание, и китайцы начали его активно потреблять. Сейчас мы заходим на рынок Китая с сухим молоком в индивидуальной упаковке: для китайцев норма употреблять его именно в таком виде. В дальнейшем планируем поставлять сырки глазированные, мороженое, йогурт. Мы уже получили одобрение Россельхознадзора и китайской стороны, сейчас рассматриваем логистические возможности, выстраиваем цепочку поставки: китайцы покупают все через интнрнет-магазины. Для себя ставим задачу первые результаты увидеть через полгода. В перспективе мы хотели бы предложить на базе нашего опыта, через наши каналы проставлять продукцию в Китай и другим нашим производителям. Когда будет комплексное предложение, будет гораздо легче и нам, и нашим коллегам заниматься продвижением продукции.

Как рассказал руководитель проекта «Растительные напитки» ООО «Союзпищепром» Дмитрев Полев, раньше эта продукция на 99% была импортная, а сегодня вся замещена российскими брендами. Продукция же «Союзпищепрома» занимает сегодня 21 % российского рынка растительных напитков:

- Идея здорового питания – одно из направлений, реализуемых нашей компанией. Строительство завода растительных напитков было начато в 2017 году, и в 2018 году он уже выпустил первую продукцию. Нам удалось сделать продукт интереснее, вкуснее и за более дешевую цену, чем импортный. На текущий момент предприятие занимает 21 % российского рынка растительного молока, т.е. более пятой части, присутствует во всех торговых сетях, в более чем 50% кофеен. 25% продукции поставляем за рубеж – во все страны СНГ, ведется большая активность и в сторону Китая.

Еще один лидер российского рынка натуральных напитков производит свою продукцию в г. Аше. Руководитель премиального бренда «Lapochka»  Антон Балыклов рассказал о своем производстве.

- Мы порядка 10 лет занимаемся производством напитков. В 2020 году нам с братом пришла идея сделать напиток для своей семьи, своих детей – натуральный, только фрукты и сок, без красителей, консервантов. Столкнулись с тем, что очень много соков производится вообще не из сока. У нас же только дорогостоящее сырье – натуральные фруктовые соки, большинство из них экзотические. В 2021 году мы оказались в России единственным предприятием, которое в сегменте «Натуральные лимонады» смогло импортозаместить ушедшие бренды. На сегодняшний день являемся лидерами в сегменте «Натуральные лимонады», занимаем первую строчку на маркет-плейсах в сегменте всех газированных напитков, имеем экспорт в Казахстан, Белоруссию, Грузию, экспериментируем с Дубаем. Недавно были в Шанхае в составе делегации Челябинской области. В 2020 году за лето мы выпустили всего 30 тыс. баночек, в 2021 году - около 300 тыс. банок, только за июль 2024 года – 1млн 300 баночек лимонада.

Продукцию этих и других южноуральских предприятий можно будет попробовать и приобрести на выставке «АГРО-2024».