Удивительный документ появился недавно в храме Иверской иконы Божией Матери села Миасского. Толстая тетрадь в картонной обложке, на ней написано: «Книга добрых дел». Она поделена на две части. Слева рубрика «Могу помочь», справа – «Необходима помощь». Листая эти странички, исписанные разными почерками, можно узнать, чем живут жители села, какие у них заботы и тревоги. А ещё почувствовать, какая мощная тяга к жизни у наших людей, какая вера в то, что всё будет хорошо.
Сколько мешков картошки
В назначенный час мы встречаемся возле храма. Алтарник Александр Ковригин и социальный работник Вера Лебедева грузят в багажник два мешка картошки и банки с соленьями–вареньями. Едем на окраину села, Вера Ивановна рассказывает, что в книге добрых дел появилась запись, что большой многодетной семье нужен картофель.
«Мы их знаем, это Дмитриевы, переселенцы из Казахстана, – рассказывает Вера Лебедева. – Часто приходят в храм, приводят на причастие 14 детей».
На месте выясняется, что Дмитриевых две семьи: родные сёстры живут в одном доме с мужьями и детьми, вот и набралось 14 ребятишек. Воспитываются все вместе, без разбора, кто чей. Домишко маленький, почти врос в землю. Посередине – кухня с печкой, а по краям две комнатушки. Когда ложатся спать, на полу расстилают матрасы и куртки: на всех кроватей не хватает. Александр заносит картошку, и дети тут же показывает нам свою гордость – пианино. Это одна из девочек ходит в музыкальную школу. Побренчать на инструменте тут же подбегают все жители домика.
«У одной из сестёр Дмитриевых семеро детей, и все девочки, – рассказывает Вера Лебедева. – Мать сидит с детьми, отец ходит на сортировку овощей в местный совхоз. Зарплата, конечно, копеечная, но люди не опускаются, трудятся постоянно».
Дома чисто, несмотря на перенаселение, уютно. Сразу понимаешь, что прихожане помогают не каким–то тунеядцам, а людям в трудной жизненной ситуации.
Кому нужны три коляски
В следующий пункт назначения мы едем уже с настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери иереем Евгением Новокрещиновым. У него в машине большой багажник.
«Одна многодетная семья отдаёт три детские коляски, – рассказывает отец Евгений. – Мы их заберём, а потом передадим тем, кто оставил запись в книге добрых дел».
Священника встречает Светлана Андрюшина. Пока отец Евгений грузит коляски, мы узнаем, откуда их так много. По словам хозяйки, коляски накопились за время длительного материнства – в семье шесть детей. Многодетная мама смеётся и рассказывает деревенский способ, как с одной коляской гулять сразу с тремя малышами: кладёшь в коляску младенца, сверху поперек устанавливаешь дощечку, на неё усаживаешь старшего, а за руку берешь того, кто уже может ходить и не капризничать.
«А если вам ещё самим понадобится коляска? Вдруг Бог пошлет седьмого?» – спрашиваем.
«Думаю, нам добрые люди подарят, – ответила Светлана. – У нас на приходе многодетные помогают друг другу».
Нельзя просить денег
«Книга добрых дел у нас появилась совершенно случайно, – рассказывает отец Евгений Новокрещинов. – Мы при храме создали молодёжный отряд «Илья Муромец», который бы работал по принципу тимуровцев. И чтобы им задания дать, стали записывать просьбы прихожан в специальный журнал. А потом выяснилось, что у нас благодетелей даже больше, чем нуждающихся. На восемь просьб о помощи приходится десять предложений от тех, кто может помочь».
Листаем книгу. Левая половина: «Отдадим эл.плиту двухконфорочную. Отдадим подгузники на взрослого. Отдадим учебники для второго класса. Могу связать носки и варежки. Помогу выполнить домашнее задание по немецкому и английскому языку».
А теперь страницы с правой стороны: «Нужны детские вещи и коляска, ребёнку три недели. Нужен холодильник. Многодетная семья нуждается в стройматериале, любом, для постройки дома».
Настоятель храма знает почти всех, кто оставил свои заметки в книге добрых дел. Иногда это трагические истории: умер старик, и остались памперсы, в роддоме умер малыш, и его мама отнесла набор для выписки в храм.
«По нашей книге можно составить представление о жизни нашего села, – говорит отец Евгений. – Вот сразу две многодетные семьи просят стройматериалы. Люди хотят жить, строиться, развиваться. Не капризничают, не выбирают, просят любой материал. Я одну из этих семей хорошо знаю – это Каримовы, у них пять детей. Мать их шила завесу на алтарь, ребята все дружные, работящие, в храм ходят регулярно».
Настоятель собственноручно написал правила, по которым живёт «Книга добрых дел». Здесь нельзя просить деньги, оставлять шутливые надписи, а после выполнения заявки обязательно ставится отметка, когда и чем помогли. Иногда появляются даже не просьбы, а крики души.
Например, у одной женщины органы опеки забрали дочь, и вернуть её пока не получается. На полях книги отец Евгений написал обращение к прихожанам – помолиться об этой семье. Так вот и выживают деревенские люди в кризис: где продуктами друг другу помогут, где молитвой и добрым словом. И даже самый отчаявшийся человек понимает, что не одинок. И что самое хорошее ещё впереди.
Смотрите также:
- «Дорогая Лидочка!»: вот уже 70 лет вся деревня читает детям одно письмо с той войны →
- «Я была на пожаре!» Как три года спустя живет девочка с обгоревшим лицом →
- Запомню на всю жизнь! Читатели «АиФ» под Новый год совершили чудо →