Челябинская область подключилась к новой организации детей и молодёжи «Движение первых». Активисты движения намерены помочь детям как можно ранее определиться с интересами и талантами, чтобы выбрать по-настоящему интересную и востребованную профессию.
Кто должен влиять на выбор профессии – родители или сам ребёнок? Почему даже талантливые выпускники уходят с производства ради работы в магазине? И можно ли увлечение компьютерными играми превратить в старт для профессионального роста? Об этом рассказывает председатель Совета регионального отделения движения Светлана Буравова.
Из «судьи» в вожатые
Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Вы получили и экономическое, и юридическое образование – те специальности, которые сейчас называют неудачным выбором. Кто тогда на вас повлиял?
Все знания мне пригодились, так как в свое общественной деятельности имею дело и с финансами, и с документами.
- Работа вожатой тоже пригодилась?
- Я вожатой была с 13 лет. Хоть сама из сельской школы, но жизнь у нас кипела. Прошла школу вожатых – учила, сдавала экзамены. Тогда и поняла, что заниматься с детьми мне нравиться – наверное, это семейное: бабушка была педагогом.
Помню, приехал к нам в лагерь мальчик – он получил сильные ожоги после пожара. Ни с кем не разговаривал. Ребята его тоже сторонились, даже не хотели сидеть за одним столом. Мама его звонила каждый день, спрашивала, не хочет ли сын домой. Я вычислила, что называется, главного в группе, поговорила с ним, объяснила ситуацию, попросила помочь. Тот парень проникся, потом постоянно консультировался со мной. И нам удалось мальчика вовлечь в общение – он, оказывается, хорошо играл в футбол. А мой помощник позднее и сам стал вожатым, а затем окончил Курганский педагогический институт, сейчас преподаёт. Так что я могу и других в педагогику завлечь.
Похвалы деньги не заменят
- Кто в большой степени должен влиять на выбор профессии? Дети или родители?
- Родители могут посоветовать, что-то подсказать, но в большей степени, по моему мнению, выбор должен зависеть от ребёнка, его увлечений. Дети сейчас действуют более осознанно. Планы, разумеется, можно корректировать, но лучше делать это, исходя из своего опыта, а не советов со стороны.
В моей практике был парень, который связался с плохой компанией, но постепенно увлёкся нашими идеями. Однажды он мне заявил: «Моя цель уехать учиться в Чехию и стать бизнесменом». А наша-то цель убедить ребят, что и на родине он могут проявить себя. В итоге сейчас тот парень учиться на педагога (видимо, опять мое влияние). Я ему напомнила: «А как же бизнес?». Он мне отвечает: «Всё в силе! Открою свою школу английского языка. И государственным школам буду помогать – моя школа станет для них примером!».
- Но как ребятам понять, кто востребован на рынке труда? Я был на конференции работодателей, и те жалуются, что специалистов не хватает, а полноценного диалога со сферой образования нет.
- Это большая и многосторонняя проблема. Недавно одна из советников директора школы по воспитательной работе рассказала случай – есть талантливый выпускник, отлично разбирается в электронике. Его позвали на предприятие, всячески обихаживали, хвалили. Но он проработал там несколько месяцев, а затем устроился на работу в магазин. Причина проста – там зарплата выше. При этом электроника ему нравится, но денежный аспект ведь немаловажен!
Производственникам мало жаловаться – их надо молодёжь ещё и заинтересовать. Вопрос престижа тоже играет роль – некоторые до сих пор не хотят идти учиться, например, на токаря по этой причине. Хотя информация доходит, и всё больше ребят понимают, что такие специалисты неплохо зарабатывают.
- На той же конференции рассказывали об информационной базе по вакансиям – она есть, но предприятия предоставляют данные крайне нерегулярно, да и далеко не все.
- Вот видите. А кто знает об этой базе? Почему бы не сделать её доступной для населения, а не только для кадровиков?
Но важную роль должна сыграть и возможность практики, чтобы ребёнок ещё во время учёбы понял, какая именно сфера ему подходит. Скажем, я, когда училась на экономиста, пришла в банк на практику и быстро поняла, что это не моё. Потом попросила маму устроить меня в отдел бухгалтерии на её работе – вот там я настолько освоилась, что бухгалтер сказала: «Можно я в отпуск пойду? Тут и без меня справятся». Так что родители могут помочь – не только советом, но и практикой. А сам выбор – за ребёнком.
Кто создаёт школьную моду?
- Вы несколько лет возглавляли региональное отделение Российского движения школьников. Сейчас его сменяет «Движение первых». Зачем надо было всё менять?
- Можно сказать, «Движение первых» создаётся на основе РДШ. Многое мы возьмем из прежней практики, так как цель – помочь детям развить свой потенциал с тем, чтобы сделать правильный выбор профессии, найти приложение своим силам и идеям. Самые лучшие идеи всегда предлагают сами дети.
Так в своё время ребята предложили создать конкурс «Магия стиля», который потом вырос в федеральный проект «Министерство школьной моды», созданный для того, чтобы сами дети создавали то, что хотят носить в школе, дома, при участии в каких-либо движениях. Две наши девочки из Магнитогорска, кстати, вошли в финал проекта. Кто-то из участников станет профессиональным дизайнером, модельером.
- А правда, что вам удалось детей отвлечь от компьютерных игр? Для многих родителей это задача непосильная.
- Не совсем так. Среди детей действительно немало тех, кто кроме компьютерных игр ничего не видит – они замыкаются в своём мире, в четырёх стенах. Но что-то запрещать – не выход. Почему бы не использовать это увлечение? Так родился проект «Киберспорт». Только за три дня со всей России поступило 3 тысячи заявок – в том числе, конечно, из Челябинской области. Мы использовали эту форму, чтобы рассказать ребятам о других возможностях, связанных с компьютерами.
И многие из тех, кто раньше ничего, кроме игр, не видели, подключились к проекту по воссозданию виртуальных исторических памятников. Надо было создать при помощи компьютера исторические здания своего города, а это ведь значит не просто нарисовать, но и изучить историю, нынешнее состояние. Всё это тоже помогает найти себя, получить новые знания, определиться с тем, чем хочешь дальше заниматься.