Цирк в Челябинске закрыт на ремонт. Работы займут почти два года. Горожане этого ждали очень давно. Привычными стали жалобы на старые кресла, трещины в стенах, запахи в туалете... Цирк не ремонтировали уже много лет. Мы узнали, каким он будет после открытия.
Наш собеседник – директор Челябинского цирка Рихард Илгач.
Животных уже не учуете
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: – Как изменится наш цирк после ремонта?
Можно сказать, капитальный ремонт затронет каждый уголок вплоть до репетиционного манежа. Появится новое общежитие, а старое снесут ко времени проведения саммитов. В некоторых программах участвует до 120 человек, их ведь надо размещать.
– А вернутся ли металлические фигуры, которые некогда украшали фасад?
– Пока неизвестно. Та пристройка немного отошла от основного здания. Возможно, сказался и вес фигур. Нужно провести обследование, тогда и решится вопрос, можно ли вернуть эти композиции на фасад.
– Если цирк станет более современным, значит ли это, что появятся более совершенные возможности для шоу?
– Конечно. Мы сможем принять больше артистов и животных, шоу более высокого уровня. У нас достаточно много российских коллективов, но, возможно, приедут и зарубежные. По стране уже два года гастролируют итальянский цирк, коллектив со слонами из Варшавы, китайский цирк. Кстати, и наши артисты нередко участвуют в зарубежных представлениях. Цирк «Дю Солей» на 50% состоит из россиян.
Когда львицу жалко
– Некоторые считают, что животных в цирке только мучают, а все представления должны быть в духе того же «Дю Солей», где выступают только люди…
– Это модная сейчас тема. Моё мнение: в классическом цирковом представлении должны участвовать животные. У «Дю Солей» своя тема, и, кстати, их шоу обычно проходят в спортивных дворцах. Когда мы даём рекламу и начинаются звонки, то один из первых вопросов: «Какие животные будут участвовать? Много их будет? Если много, то пойдём». К нам ведь больше дети ходят, а на шоу «Дю Солей» обычно взрослые. И детям обязательно надо, чтобы в шоу были животные и клоуны, тогда как взрослые больше реагируют на номера, связанные с ловкостью.
– Но иногда животных действительно жалко. Всех шокировал случай, когда в цирке в Магнитогорске львица потеряла сознание. Есть ли служба, которая следит за состоянием зверей в цирках?
– В каждом цирке есть ветеринар, а в Москве зооветслужба – целый департамент, куда мы отсылаем результаты анализов, так что контроль есть. Чаще инциденты с животными случаются в бригадах, которые изначально работают по заниженной планке, перевозят зверей в маленьких клетках, экономят на всём.
Но надо учесть, что животные, как и люди, могут устать, испугаться чего-то, перенервничать, потерять сознание.
Мне интересно, почему зоозащитники не обращают внимания на людей, которые продают, покупают, кастрируют животных, вообще не предназначенных для того, чтобы содержать их в квартирах? Например, собака породы алабай должна жить вне дома, это подтвердит любой ветеринар.
Клоуны тоже меняются
– Кино постоянно меняется, уже дошли до того, что кресла трясутся и на зрителей летят брызги. А как должен меняться цирк, чтобы удержать внимание зрителей?
– Прежде всего при помощи зрелищности и качества. Тут всё должно работать вместе: и костюмы, и свет, и музыка, и сильная трюковая часть. Уже происходит синтез жанров. Зрителю больше нравится выстроенное шоу. Вспомните старый цирк: каждый выступал в своём костюме. Сейчас же представление выстраивается в едином стиле.
– Когда-то в цирке популярен был номер «Человек-ядро». А почему сейчас так мало номеров, связанных с применением различной техники?
– До сих пор показывают номер, где вокруг шара катаются мотоциклисты (используют до пяти-семи мотоциклов). Характер здания цирка накладывают свои ограничения, но вообще-то я согласен, номеров, связанных с применением техники, должно быть больше. Люди это любят.
– Читал мнение одного зрителя: мол, сводил ребёнка в цирк, а там клоуны показывают те же шутки, которые сам видел в детстве…
– Это очень сложный жанр, но я не согласен, что шутки одни и те же. Клоуны тоже меняются. Ведь шутки должны быть понятны и современным детям. Думаю, некоторый кризис жанра наблюдается. Возможно, нужны новые формы. В Москве в цирковом училище есть отделение, где учат на клоунов, и ребята постоянно в поиске идей. Опять же в передвижных цирках возможны случаи, когда просто копируют старые репризы.
– Как вы относитесь к предложениям использовать цирк и в то время, когда здесь нет представлений?
– Прежде у нас проходили концерты, но устаревшие свет и звук ограничивали наши возможности. После ремонта, вероятно, в цирке снова будут концерты. Почему бы и нет? И не только выступления певиц, певцов, групп – можно проводить фестивали, конкурсы.
Также здесь могут заниматься дети, которые увлекаются цирковым искусством. В прошлом мы предоставляли свою площадку. У нас в регионе есть много талантливых детей, замечательных педагогов. Так, ребята из Южноуральска выиграли престижный международный конкурс «Монте-Карло».
– А вы помните свой первый поход в цирк?
– В нашем городе не было стационарного цирка, только шапито, которое находилось на рыночной площади. Кстати, интересно, что, уже будучи взрослым, я работал в Европе в шапито. Там, в отличие от обычного цирка, каждый артист ещё и работник, может водить машину или помогать натягивать шатёр.
А в родном городе я впервые я оказался на представлении в раннем детстве, и цирк меня как-то не сильно впечатлил. Вот позднее, когда я учился в пятом классе, то отправился к старшему брату, который работал в шапито униформистом. Он меня провёл за кулисы, и я увидел жизнь цирка изнутри – он меня совершенно очаровал. После этого я совсем другими глазами смотрел представление. Так зацепило, что из цирка до сих пор не могу выйти.