Выступления животных не отменят. Каким будет Челябинский цирк после ремонта

После ремонта Челябинский цирк сохранит внешне привычный облик, но будет полностью обновлён. © / АиФ

Цирк в Челябинске закрыт на ремонт. Работы займут почти два года. Горожане этого ждали очень давно. Привычными стали жалобы на старые кресла, трещины в стенах, запахи в туалете... Цирк не ремонтировали уже много лет. Мы узнали, каким он будет после открытия.

   
   

Наш собеседник – директор Челябинского цирка Рихард Илгач.

Животных уже не учуете

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: – Как изменится наш цирк после ремонта?

Рихард Илгач: – Обновятся фасад, кровля, но облик здания сохранит привычное цветовое решение. На куполе снова будут светиться буквы. Прилегающую территорию благоустроят, заменят ступеньки, которые «ползут» от времени. Внутри поменяется облик фойе, будет другой гардероб, появятся мягкие диваны. Полный ремонт пройдёт в туалетах. Везде обновятся освещение, звук, система кондиционирования и вентиляции, так что запах от животных уже не будет проникать в зрительный зал. Кстати, в помещениях для животных можно будет регулировать температуру, которая для каждого зверя может быть разная.

Можно сказать, капитальный ремонт затронет каждый уголок вплоть до репетиционного манежа. Появится новое общежитие, а старое снесут ко времени проведения саммитов. В некоторых программах участвует до 120 человек, их ведь надо размещать.

– А вернутся ли металлические фигуры, которые некогда украшали фасад?

– Пока неизвестно. Та пристройка немного отошла от основного здания. Возможно, сказался и вес фигур. Нужно провести обследование, тогда и решится вопрос, можно ли вернуть эти композиции на фасад.

   
   

– Если цирк станет более современным, значит ли это, что появятся более совершенные возможности для шоу?

– Конечно. Мы сможем принять больше артистов и животных, шоу более высокого уровня. У нас достаточно много российских коллективов, но, возможно, приедут и зарубежные. По стране уже два года гастролируют итальянский цирк, коллектив со слонами из Варшавы, китайский цирк. Кстати, и наши артисты нередко участвуют в зарубежных представлениях. Цирк «Дю Солей» на 50% состоит из россиян.

Такой будет арена - сохранится деление секторов по цвету. Фото: АиФ

Когда львицу жалко

– Некоторые считают, что животных в цирке только мучают, а все представления должны быть в духе того же «Дю Солей», где выступают только люди…

– Это модная сейчас тема. Моё мнение: в классическом цирковом представлении должны участвовать животные. У «Дю Солей» своя тема, и, кстати, их шоу обычно проходят в спортивных дворцах. Когда мы даём рекламу и начинаются звонки, то один из первых вопросов: «Какие животные будут участвовать? Много их будет? Если много, то пойдём». К нам ведь больше дети ходят, а на шоу «Дю Солей» обычно взрослые. И детям обязательно надо, чтобы в шоу были животные и клоуны, тогда как взрослые больше реагируют на номера, связанные с ловкостью.

– Но иногда животных действительно жалко. Всех шокировал случай, когда в цирке в Магнитогорске львица потеряла сознание. Есть ли служба, которая следит за состоянием зверей в цирках?

– В каждом цирке есть ветеринар, а в Москве зооветслужба – целый департамент, куда мы отсылаем результаты анализов, так что контроль есть. Чаще инциденты с животными случаются в бригадах, которые изначально работают по заниженной планке, перевозят зверей в маленьких клетках, экономят на всём.

Но надо учесть, что животные, как и люди, могут устать, испугаться чего-то, перенервничать, потерять сознание.

Мне интересно, почему зоозащитники не обращают внимания на людей, которые продают, покупают, кастрируют животных, вообще не предназначенных для того, чтобы содержать их в квартирах? Например, собака породы алабай должна жить вне дома, это подтвердит любой ветеринар.

Так будет выглядеть буфет. Фото: АиФ

Клоуны тоже меняются

– Кино постоянно меняется, уже дошли до того, что кресла трясутся и на зрителей летят брызги. А как должен меняться цирк, чтобы удержать внимание зрителей?

– Прежде всего при помощи зрелищности и качества. Тут всё должно работать вместе: и костюмы, и свет, и музыка, и сильная трюковая часть. Уже происходит синтез жанров. Зрителю больше нравится выстроенное шоу. Вспомните старый цирк: каждый выступал в своём костюме. Сейчас же представление выстраивается в едином стиле.

– Когда-то в цирке популярен был номер «Человек-ядро». А почему сейчас так мало номеров, связанных с применением различной техники?

– До сих пор показывают номер, где вокруг шара катаются мотоциклисты (используют до пяти-семи мотоциклов). Характер здания цирка накладывают свои ограничения, но вообще-то я согласен, номеров, связанных с применением техники, должно быть больше. Люди это любят.

– Читал мнение одного зрителя: мол, сводил ребёнка в цирк, а там клоуны показывают те же шутки, которые сам видел в детстве…

– Это очень сложный жанр, но я не согласен, что шутки одни и те же. Клоуны тоже меняются. Ведь шутки должны быть понятны и современным детям. Думаю, некоторый кризис жанра наблюдается. Возможно, нужны новые формы. В Москве в цирковом училище есть отделение, где учат на клоунов, и ребята постоянно в поиске идей. Опять же в передвижных цирках возможны случаи, когда просто копируют старые репризы.

– Как вы относитесь к предложениям использовать цирк и в то время, когда здесь нет представлений?

– Прежде у нас проходили концерты, но устаревшие свет и звук ограничивали наши возможности. После ремонта, вероятно, в цирке снова будут концерты. Почему бы и нет? И не только выступления певиц, певцов, групп – можно проводить фестивали, конкурсы.

В фойе появятся мягкие диваны. Фото: АиФ

Также здесь могут заниматься дети, которые увлекаются цирковым искусством. В прошлом мы предоставляли свою площадку. У нас в регионе есть много талантливых детей, замечательных педагогов. Так, ребята из Южноуральска выиграли престижный международный конкурс «Монте-Карло».

– А вы помните свой первый поход в цирк?

– В нашем городе не было стационарного цирка, только шапито, которое находилось на рыночной площади. Кстати, интересно, что, уже будучи взрослым, я работал в Европе в шапито. Там, в отличие от обычного цирка, каждый артист ещё и работник, может водить машину или помогать натягивать шатёр.

А в родном городе я впервые я оказался на представлении в раннем детстве, и цирк меня как-то не сильно впечатлил. Вот позднее, когда я учился в пятом классе, то отправился к старшему брату, который работал в шапито униформистом. Он меня провёл за кулисы, и я увидел жизнь цирка изнутри – он меня совершенно очаровал. После этого я совсем другими глазами смотрел представление. Так зацепило, что из цирка до сих пор не могу выйти.