Всё по плану. Под Златоустом ведется замена участка нефтепровода

Рабочие прокладывают дюкер через реку Ай. © / Олеся Горюк / АиФ

В окрестностях Златоуста строится новый участок магистрального нефтепровода «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» – точнее, новый подводный переход этого трубопровода через реку Ай. С какими сложностями сталкиваются рабочие? Какие технологии помогают им успешно решить сложную задачу? Обо всем этом в нашем материале.

   
   

Решение о замене

Перекачка по нефтепроводу – наиболее рациональный способ транспортировки нефти. Но чтобы «труба» работала исправно, нужно своевременно заменять ее участки.

Компания «Транснефть», которая в этом году отмечает 30-летие своей деятельности, является крупнейшим в мире оператором магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и тщательно следит за их состоянием. Показанием к замене участка может стать результат диагностики (ее регулярно проводят с помощью специальных приборов, которые исследуют трубу изнутри) или истечение срока службы. Участок магистрального трубопровода под Златоустом был введен в эксплуатацию в 1973 году. Сейчас идут работы по его плановой замене.

«Длина нового участка нефтепровода составит 1971 метр, из них около 15 метров пройдут под руслом, а остальное – в пойме реки Ай. Максимальная глубина залегания от поверхности реки – 6 метров. Работы ведутся с соблюдением всех нормативных требований», – объясняет Евгений Похлебаев, начальник линейной производственно-диспетчерской станции «Ленинск». Эта станция – крупнейшая в Челябинском нефтепроводном управлении, филиале АО «Транснефть – Урал». Именно в зоне ответственности станции находится подводный переход.

Увязая в глине

Корреспондент «АиФ-Челябинск» стала одним из первых сотрудников СМИ, кому удалось побывать на производственной площадке.

Едва рассвело, а работа уже кипит. Экскаваторщики завершают разработку траншеи, пересекающей реку: именно в этой траншее и будет проложен трубопровод. Почвы здесь глинистые, и наши сапоги вязнут, как в болоте. Да и технике приходится нелегко. Чтобы она могла перемещаться, из бревен строятся особые дороги – «лежневки». По окончании работ их разберут.

Экскаватор, работающий на середине траншеи, размещен на специальном понтоне. При работе машиниста качает, как матроса на корабле. У неподготовленного человека даже получасовое нахождение на понтоне вызовет головокружение, а чтобы отработать всю смену, нужно обладать хорошим вестибулярным аппаратом. Немалое значение имеет и развитое пространственное мышление. Во время разработки грунта из-за мутной от глины воды профиль траншеи не виден, так что машинист должен обладать профессиональным чутьем, чтобы разработать траншею в соответствии с проектом.

   
   

Чтобы проложить траншею длиной в полкилометра, понадобилось вынуть тысячи кубометров грунта. Большая его часть уйдет на засыпку траншеи после того, как будет уложен подводный участок нефтепровода.

Экологическая безопасность

Когда подготовка траншеи завершится, по ней будет проложен так называемый дюкер – тот самый подводный участок трубы. Сейчас он находится недалеко от производственной площадки. В траншею дюкер затянут мощной лебедкой. Делается это медленно из-за огромной массы участка и тщательного соблюдения его положения в траншее. При этом поверхность трубы не должна пострадать: для этого на неё монтируется футеровочная рейка. Кроме того, на трубопровод устанавливают кольцевые чугунные утяжелители, которые предотвратят его всплытие. Кстати, при прокладке нового трубопровода используются трубы исключительно отечественного производства. Будет заменена и запорная арматура: она также изготовлена в России.

«После прокладки дюкера мы проведем его испытание на прочность и герметичность. Завершающим этапом станет подключение нового участка к нефтепроводу, после чего старый участок будет демонтирован», – объясняет Евгений Похлебаев.

Отметим, что проект замены участка нефтепровода успешно прошел все необходимые экспертизы и максимально экологичен. А плановая замена участка трубопровода – залог его успешной работы, а значит – и безопасности для окружающей среды.