Всегда на связи. Школьник придумал, как заряжать телефон в походе

Илья Котовский / Из личного архивa

Ученик челябинского лицея № 31 Илья Котовский создал портативный электрогенератор, чтобы заряжать мобильный телефон от альтернативных источников энергии. Идея родилась во время похода, когда все гаджеты и пауэрбанки разрядились.

   
   

Лучше погода – хуже зарядка

«Какие источники могут преобразовывать энергию на природе, вдали от города?» - задался вопросом Илья. – Ветер и вода. Значит, нужно создать такое устройство, которое бы заряжало телефон от силы ветра и скорости воды! И главное - небольшое, чтобы можно положить в сумку и взять с собой в поход или экспедицию».

Три месяца юный изобретатель перебирал варианты, которые можно было бы взять за основу. Выяснил, что за рубежом уже существуют подобные устройства, но ценник на них очень высокий из-за дорогостоящих материалов.

«Американцы используют неодимовые магниты. Это такие сверхверхмощные магниты из сплавов железа, бора и неодима, - объясняет школьник. – Я решил смастерить похожую конструкцию, но вместо магнитов поставил электромоторчик, который гораздо дешевле, он вырабатывает энергию за счёт вращения лопастей. Получилась уменьшенная версия американского электрогенератора, этакий диск диаметром 20 см, шириной 7 см. Ещё я оборудовал его ушками, чтобы при необходимости можно было подвесить на верёвке на дерево или зацепить на крючок и погрузить в воду. Само собой, предусмотрен USB-разъём, в который нужно воткнуть штекер, чтобы подсоединить смартфон».

Небольшой генератор позволяет зарядить телефон от воды или ветра. Фото: Из личного архивa/ Илья Котовский

Весит изобретение школьника не так уж много – всего 360 граммов, легко помещается в любом рюкзаке. Сколько нужно времени, чтобы зарядить телефон полностью, Илья не считал.

«Это затруднительно, - признаётся он. – Скорость вращения лопастей зависит от погоды. Нужен ветер. Чем он сильнее, тем лучше будут вращаться лопасти, тем быстрее будет идти зарядка. Нет ветра, значит, можно поискать ручей с хорошим течением и погрузить генератор в него. Сидеть у ручья и ждать пока смартфон полностью зарядится, не вариант. Лучше оставить заряжаться на ночь. Если и вода стоячая, то это проблема. Поэтому не ходите в низины, поднимайтесь в горы, там всегда ветрено!»

В любом случае благодаря устройству можно оставаться на связи там, где она в принципе есть. При необходимости всегда можно сделать звонок или отправить SMS-сообщение. И не нужно переживать, что генератор промокнет: электроды защищены от влаги термоусадочным материалом, всё герметично, обработано лаком, в некоторых местах проклеено.

   
   

«Если бы не мой брат…»                                    

Изобретение Ильи Котовского по достоинству оценили на всероссийском конкурсе школьных проектов «Большие вызовы». Правда, на региональном этапе парень недобрал баллов, стушевавшись из-за дополнительных вопросов. Его спросили, какое напряжение выдаёт устройство, а он на тот момент этого не проанализировал.

«После я, конечно, протестировал генератор во время восхождения на Уральские горы: при помощи энергии ветра было создано напряжение в 10 вольт – этого вполне достаточно для подзарядки смартфона, - рассказал Илья. – На всероссийском этапе я занял первое место, у меня был высший балл среди участников по схожим темам. Как победителя меня отправили в образовательный центр «Сириус» в Сочи вместе с другими призёрами. Мы провели там смену, было здорово! Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить своего старшего брата: Миша мне здорово помогал, курировал мой проект. Если бы не он, может, ничего бы и не получилось. Электрогенератор можно совершенствовать - оптимизировать работу лопастей, добавить возможность регулирования напряжения… Но я для себя его закончил. Сейчас уже не до него, готовлюсь к ЕГЭ!»

Илья учится в лицее с шестого класса. Сегодня он одиннадцатиклассник. Когда был маленьким, семья жила в Челябинске, потом перебралась в Еткуль, там наш герой пошёл в первый класс и окончил начальную школу. Учился, кстати, на одни пятёрки. В пятом классе родители записали его на дополнительные занятия по математике. А позже созрело решение о полном переводе в лицей.

«Поначалу пришлось туго, у меня резко упала успеваемость, из отличника я превратился в троечника, - вспоминает Илья. - Родители пытались заниматься со мной сами, потом наняли репетитора по математике, потому что знаний мне катастрофически не хватало, я не понимал больше половины. Всё-таки лицей физико-математический, уже в пятом классе здесь дети проходят то, что в обычной школе изучают позже. Честно, учиться здесь сложно. Но я ни о чём не жалею: ребята здесь классные, общаться с ними – одно удовольствие. У нас выдающийся директор - Александр Попов. У меня была ситуация: в десятом классе выходила двойка по математике за триместр. За двойки из нашего лицея исключают, в других школах такое не принято, тем более, в старших классах. Александр Евгеньевич пригласил меня к себе, мы поговорили, и я взялся за ум. Хотя вроде он не сказал ничего необычного, звучали простые и очевидные вещи. Он спросил: «Почему двойка?» Я не мог сказать, что, видимо, не дотягиваю до программы лицея, поэтому пожал плечами, сослался, что была слишком сложная контрольная, которую я не осилил, и что это, видимо, и ухудшило мою успеваемость. Александр Евгеньевич привёл меня в кабинет завхоза, а там на всю стену портрет Григория Котовского. Директор объяснил мне, что никак нельзя позорить нашу легендарную фамилию. А ещё он посоветовал ходить на допкружки, попросить помощи у учителя, одноклассников. Я так и сделал. До конца триместра мне удалось вытянуть на троечку».

«Я понимаю: всё это нужно только мне»

Тем не менее, Илья называет математику одним из своих любимых предметов наряду с информатикой. Признаётся, что физику любит «поменьше». Сейчас учится на четверки и пятёрки. Причём занимается самостоятельно, репетитор у него только по английскому.

«ОГЭ в 9 классе я сдал легко, - рассказывает школьник. - У нас в самом лицее есть экзамены и после седьмого, и после восьмого классов. Поэтому мы к ним уже привыкли, не боялись, как ребята в других школах. И были хорошо подготовлены. Вот и сейчас учёба и подготовка к экзаменам занимают большую часть дня. Вставать приходится в 6:15, чтобы к 8:00 добраться до школы. Уроки идут до трёх, потом – дополнительные занятия. Ближе к пяти вечера еду домой, ужинаю и сажусь за уроки. Перед сном остаётся час-полтора свободного времени, когда можно расслабиться, пообщаться с родителями. Нагрузка, конечно, нереальная, но я понимаю: всё это нужно только мне самому, я должен хорошо окончить школу, чтобы успешно поступить туда, куда хочется. А мне хочется учиться в Москве».

Илья решил, что будет экономистом, видит себя топ-менеджером или финансовым менеджером в крупной компании. Отец нашего героя в своё время получил экономическое образование. Правда, старший брат выбрал другое направление, он учится в УрФУ на инженера.

«Когда Миша приезжает, мы всё время проводим вместе, играем в видеоигры, в футбол, - делится Илья. – Мы с ним большие друзья! И с младшим братом Максимом тоже, он учится в пятом классе, тоже отличник, как я когда-то, с будущей профессией пока не определился».