«В столовых – жулики». Что происходило в сфере обслуживания в 1940-е годы

Предприятий бытового обслуживания населения для такого крупного города, как Челябинск, было явно недостаточно. © / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

АиФ-Челябинск продолжает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности» - это совместный проект с Государственным архивом Челябинской области.

   
   

В 1940-е годы в большей части жилых домов Челябинска не было ни газа, ни водоснабжения, ни центрального отопления. А во многих многоэтажных благоустроенных домах почему-то отсутствовали ванные. Они не были предусмотрены даже проектом. Видимо, считалось, что советскому человеку сподручнее мыться в общественной бане, а бриться – в парикмахерской. Но бань и парикмахерских в областном центре тоже было недостаточно. О положении дел в сфере обслуживания в середине 1940-х годов мы можем прочитать в архивных документах.

Бани не выполнили план

Документ, в котором содержатся сведения об итогах учета коммунальных предприятий города, хранится в фонде Р-485 Государственного архива Челябинской области. В нем отражено состояние дел не только с объектами инфраструктуры (водопроводы, тепловые и канализационные сети), но и с предприятиями бытового обслуживания. Автор документа – заместитель уполномоченного Госплана при СНК СССР по Челябинской области И. Ясюков. Так вот, по его оценкам, и в плане количества предприятий, и в плане качества работы сфера обслуживания отстает от потребностей большого промышленного города.

«Сопоставив данные учета с 1939 годом, мы имеем резкое увеличение, особенно по баням, парикмахерским и прачечным, – говорится в документе. – Но это количество предприятий для города недостаточно, особенно бань, прачечных, парикмахерских, За 9 месяцев текущего года почти все коммунальные предприятия план не выполнили».

В Челябинск в конце 1945 года насчитывалось 59 бань и санпропускников. Желающие помыться проводили большую часть времени в очередях. Читаем: «При наличии достаточного количества бань следует отметить, что эксплуатация их поставлена неудовлетворительно, Общий процент загрузки по баням города составляет 44,5%. Наиболее плохо работали бани Горкомхоза и отдельные бани других ведомств. Для того чтобы помыться в любой бане города особенно в выходной день, нужно потратить минимум 2-3 часа. Острая необходимость в строительстве новых бань для города очевидна».

Прачечные закрытого типа

Постирать белье в прачечных горожане тоже не могли – просто потому, что «физических лиц» прачечные не обслуживали. Цитируем: «На весь город имеется 12 прачечных, механизированных – 6, полумеханизированных - 6. На 50% это прачечные закрытого типа – для больниц, детских учреждений и т.д. В основном все прачечные загружены стиркой белья для общежитий заводов, а также белья учащихся ремесленных училищ и спецовок рабочих заводов».

Как же происходило обслуживание населения? А вот так: «Прием белья от населения производился в исключительных случаях, в 1945 году за 9 месяцев количество белья, принятого от населения, составило 1,3% от всего объема».

   
   

И далее про «острую нужду в прачечных»: «При сопоставлении с данными 1939 года мы видим, что количество прачечных увеличилось вдвое. Но такого количества для города, который также вырос почти вдвое, далеко недостаточно. В ближайшее время намечается постройка 6 новых прачечных. Так, например, Кировский завод приступает на днях к строительству новой прачечной с установкой двух машин на 50 кг единовременной емкости».

Куда пойти побриться?

Что касается парикмахерских, то там наблюдается аналогичная ситуация с очередями: «Общее число парикмахерских в городе 132 с числом кресел 333, из которых 21 парикмахерская принадлежат тресту парикмахерских Горкомхоза, Этого количества для города недостаточно, клиенту приходится ждать по 2-3 часа, чтобы побриться».

Еще отмечается важный момент – труд парикмахеров плохо поддается учету, что приводит к нелегальным доходам: «Из общего числа учтенных парикмахерских часть из них размещена в цехах заводов и банях. Учет по цеховым парикмахерским поставлен плохо, мастера в некоторых цехах предоставлены сами себе, Есть сомнение, что часть доходов от клиентов проходит вне учета, с целью наживы отдельных мастеров. Число обслуженных клиентов могло быть выше, чем показано в отчетах формы 6».

Кроме того, в документе есть информация о городских гостиницах: «В Челябинске имеется три гостиницы, один дом колхозника и 7 домов для приезжих (в основном общежития)». Гостиничный фонд, по мнению автора документа, также не соответствует потребностям большого города: «Дом колхозника долгое время был закрыт и возобновил работу с июля 1945 года, Наличие коек в доме колхозника всего 18, с общей площадью 32 кв. метра, что является совершенно недостаточным и не соответствует масштабам крупного города республиканского подчинения, каким является Челябинск». Впрочем, и в более поздние советские времена гостиничные номера в крупных городах всегда были в дефиците. Знаменитое «Мест нет» помнит каждый советский гражданин.

«В рабочих столовых много безобразий»

В середине 40-х в Челябинске не было газовых сетей, и соответственно, газовых кухонных плит. Дома еду готовили на керосиновом примусе или в печи, обедали в столовых предприятий. А в столовых кормили и обслуживали, мягко говоря, неважно.

Даже на крупном оборонном предприятии рабочие были крайне недовольны своей заводской столовой. Возмущение сотрудников завода отразилось в статье многотиражной газеты завода № 78  «Ударник» (июль, 1946 год): «На днях состоялась конференция по рабочему снабжению с участием представителей цехов завода. В столовой № 4 хлеборезчица Васильева обвешивает рабочих. При проверке обнаружено, что в 10 пайках хлеба не хватает 350 г. «В рабочих столовых много безобразий, – говорит т. Каплин, стахановец инструментального цеха. – Часто не додают рабочим порции. На днях в столовой № 3 подавали щи без жиров, хотя жировые талоны в кассе были взяты. Только после энергичного протеста рабочих щи начали подавать с жирами. Часто мясные порции уменьшают – вместо 150 г дают 50 граммов. Далеко не удовлетворительное санитарное состояние столовых».

Судя по данной публикации, не очень чистые на руку люди достаточно вольготно себя чувствовали на «хлебных местах», строгий контроль со стороны руководства завода отсутствовал. «В столовых нет рабочего контроля, что развязывает руки различным жуликам, пробравшимся к общественному питанию, – говорится в статье. – Выступавшие т.т. Монахов, Гаршук и другие отметили многие недостатки в работе ОРСа. В магазинах большие очереди, продуктовые карточки не отовариваются, в столовых и магазинах развито обвешивание. Никто из руководителей завода и цехов и столовую не заглядывает, питанием рабочих не интересуется».