В деревне не спрячешься. Сельские активисты могут и главу довести до ареста

Порой сельские активисты устраивают немало проблем властям. © / Коллаж Александра Фирсова / АиФ

Село нередко обвиняют в том, что гражданским обществом здесь и не пахнет – мол, интересы местных жителей ограничены заботами о личном хозяйстве и видами на урожай. Но это ошибочное представление. Есть в Челябинской области сёла, где неравнодушные граждане бдительно следят за тем, как расходуются бюджетные средства, поднимают шум, когда узнают о фактах коррупции, даже вмешиваются в политику на федеральном уровне. Подробности в материале «АиФ-Челябинск».

   
   

Откуда самый дорогой туалет?

Общественное движение «Кунашакский район без коррупции» может записать на свой счёт сразу несколько побед. Так, общественники одними из первых сообщили о многочисленных нарушениях закона в администрации прежнего главы Вадима Закирова.

Напомним, что главу обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток. Выяснилось, что на бюджетные средства в районе прибрели для детского сада частный коттедж по явно завышенной цене в более чем 19 миллионов рублей, тогда как рыночная его цена составляла всего 10 миллионов. К тому же, по своим характеристикам коттедж совсем не подходил под нужды детского сада. Дело получилось громкое – в районную администрацию нагрянули с обыском сотрудники ФСБ. Главу в итоге арестовали.

Общественники тогда убедились, что их протесты не остаются не услышанными. По признанию лидера движения Рустама Хасанова, началось всё с довольно прозаических вещей, когда понадобилось присоединить к огороду дополнительный участок. Хасанов столкнулся с настоящей бюрократической волокитой, стал интересоваться другими случаями, собирать жалобы. Проблем у района оказалось более чем достаточно – люди жаловались на разбитые дороги, едва работающий водопровод, хищения средств при газификации, разваленную систему автобусного сообщения между деревнями района.

Рустам Хасанов борется с коррупцией в Кунашаке Фото: АиФ

«К нам приходят бабушки–дедушки – с любыми проблемами, от коррупционных случаев вплоть до того, что вот, мол, в подъезде лампочку украли. Среди наших активистов много врачей, учителей, пенсионеров, – рассказывает Рустам Хасанов. – А вот диалога с властью не получается. Все общение через прокуратуру, но это же ненормально. Одну учительницу из числа наших активистов пытались уволить, но тётя оказалась с зубами – отстояла свое рабочее место. Нам помогала женщина, которая работает техничкой – так и её хотели уволить! Даже техничку боятся! Увы, есть случаи, когда работают не только угрозы. Было у нас несколько активистов, которые стояли в очереди на получение субсидии по жилью. Право на помощь имели, но там ведь народу много. И так совпало, что внезапно они получили субсидии, и после этого общение с нами прекратили. Бывает и так».

Сейчас общественники не оставляют без внимания и новую администрацию района. К примеру, много пишут о родственниках нынешнего главы Сибагатуллы Аминова, которые занимают выгодные должности. Скажем, двоюродный брат главы возглавляет МУП, получивший сразу несколько выгодных заказов. Не без иронии на сайте движения говорят, что «наиболее заметным событием стало строительство непомерно дорого в России муниципального сельского туалета. Для не самого богатого и дотационного района – это чудо света размером 6 на 4 метра и четыре унитаза обошлось почти в 700 тысяч рублей, который ещё и установили в центре Кунашака».

А не так давно в районе прошли публичные слушания, на которых местные жители высказались за возвращение прямых выборов главы. Таким образом, Кунашак первым среди южноуральских муниципалитетов потребовал предоставить людям право самим выбирать руководителей. Как знать. Не связан ли такой настрой местных жителей с многолетней работой общественников?

   
   

Где у нас «двухсарайный парламент»?

Село Хомутинино, что в Увельском районе, стало известным ещё во времена президента Бориса Ельцина, а позднее хомутининские активисты дошли даже до Конституционного суда, отстаивая права местного самоуправления.

Прославилось село, потому что здесь было сразу четыре партийных ячейки, выходило три газеты, включая оппозиционные, и работал сайт в то время, когда сайты, да ещё сельских поселений, были в диковинку.

Рассказывают, что когда тогдашний губернатор области Петр Сумин узнал о деятельности хомутининских оппозиционеров, то даже вскипел и заявил: «Двухсарайных парламентов нам не надо!».

А в 2010 году двое жителей села, бывшие депутаты сельсовета, Юрий Гурман и Иван Болтушенко, выиграли дело в самом Конституционном суде, добившись для беспартийных права участвовать в местных выборах. Но так как заслуга принадлежала «смутьянам» официальная местная газета не сообщила об этом ни слова, что, впрочем, не помешало селянам обсуждать новость где угодно.

Юрий Гурман - один из самых ярких сельских активистов. Фото: АиФ

Принцип «в деревне не спрячешься» здесь иногда принимает самые причудливые формы. Так, центральная площадь у сельсовета была огорожена металлической изгородью. Часть ее в какой–то момент исчезла. Возможно, охотники за ломом позарились или же лихач сбил. Но оппоненты главы поселения обнаружили точно такую же изгородь у палисадника её дома и сообщили об этом на сайте.

Даже выборы 2016 года в Госдуму в Хомутинино не прошли без громких разоблачений. По словам Гурмана, незадолго до выборов глава Хомутининского сельского поселения Алексей Волков принёс в больницу бланки для рецептов с надписью в пользу одного из кандидатов. Полиция в итоге нарушений не обнаружила, но активисты пообещали пристально следить и дальше за работой местного руководства.

Кто торгует на Увильдах?

В Аргаяшском районе конкретной общественной организации нет – люди сами проявляют инициативу, пользуясь социальными сетями.

Несколько лет назад жители поднялись по причине того, что в районном центре закрыли единственный морг. Народ тогда возмутили не только очевидные неудобства, но и финансовые затраты. Прежде доставка в местный морг обходилась от 500 до 900 рублей – в зависимости от удаленности деревни от районного центра. Кроме того, надо было оплатить услуги самого морга – примерно 1 тысяча 400 рублей.

После того, как аргаяшский морг закрыли, доставка в Долгодеревенское подскочила до 1 тысячи 800 рублей, да и услуги морга оказались куда дороже – 3 тысячи 500 рублей.

«При этом в первую очередь обслуживают местных, – пожаловался житель Аргаяша Алексей Лысов. – Приезжаешь в назначенное время, а тебе говорят – у нас своих тут 12 покойничков доставили, сначала с ними надо разобраться. Бывает, что и по пять–шесть дней тело в тамошнем морге лежит. Получается, что в Долгодеревенское приходится ездить не один раз, а это опять затраты. А ведь зарплаты у нас в районе весьма скромные – редко превышают 5–6 тысяч рублей»

После того, как этот вопрос решили, возникли другие. Люди выходили даже на митинг, писали президенту, полпреду. Претензий к власти тут накопилось много. К примеру, в районной больнице за пять лет сменилось пять главных врачей. В деревнях закрываются один за другим фельдшерские пункты. Не в лучшем состоянии и школы – при капремонте Кулуевской средней школы, как установил Арбитражный суд области, приписки составили почти 10 миллионов рублей. Также Арбитражный суд установил хищение почти 5 миллионов рублей при строительстве газопровода в деревне Бажикаево. Со скандалом прошла и реконструкция Кулуевских очистных сооружений.

Также неоднократно поднимался шум по поводу продажи участков на берегах озёр Аргази, Кум–Куль и Увильды. Дела рассматривали в суде, и районную администрацию обязали аннулировать сделки. Вообще же, число скандальных земельных сделок здесь исчисляется десятками. Поэтому никто не удивился, когда летом 2015 года арестовали заместителя главы администрации Альбину Шафигину.

Так что, как видим, сельские активисты могут напрямую повлиять на местных политиков – игнорировать их критику не получается. Истину выражения «в деревне не спрячешься» проверили на себе не только сельские кумушки, но и госслужащие.

Интересно
В главы сельских поселений иногда пробиваются деятельные люди в самом молодом возрасте. Так главой Сугоякского сельского поселения стала 25-летняя Ксения Ликерова. Она выросла в деревне, которую сейчас возглавляет. Ксению называют самой молодой среди женщин-глав сельских поселений в России. На своём посту Ксения меньше, чем за год сумела наладить работу местной амбулатории, где долгое время работала одна медсестра, начала строительство детских площадок, решила проблему стихийных свалок.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.