Накануне Дня народного единства, 3 ноября, жители Южного Урала присоединятся к всероссийской акции «Большой этнографический диктант». В Челябинске его можно написать в публичной библиотеке и Центре народного единства.
О том, как сохранить и развивать этнокультурную самобытность народов России мы поговорили с кандидатом исторических наук, членом совета Ассамблеи народов Челябинской области Луизой Алмаевой.
Дополнить учебники
Екатерина Степанюк, «АиФ-Челябинск»: Как вы оцениваете уровень знаний молодёжи о народах России?
- А как это объяснить?
- В школах историю до сих пор начинают изучать с древнерусского раннефеодального государства и Киевской Руси. Притом что первое тюркское государство - Великий Тюркский каганат - образовалось в V веке, когда Киевской Руси ещё не было. А в X веке в Волжско-Камском бассейне появилось другое раннефеодальное государство - Волжcко-Камская Булгария. Между ней и Киевской Русью сложились удивительные отношения. В XI веке, когда был неурожай в Киевской Руси, волжские булгары отправили соседям десятки обозов с зерном и спасли киевлян от голодной смерти.
Чем больше народы знают друг о друге, тем крепче дружба между ними. А пока, к сожалению, День народного единства не стал всенародным праздником. Для многих это лишний выходной день.
Свобода самосознания
- Почему же мы не знаем своей истории?
- Вспомните, что собой представляла национальная политика в советское время. Под видом тезиса, провозглашённого на одном из съездов КПСС, о том, что в СССР формируется новая общность «советский народ» целенаправленно (но публично не заявляя об этом) отчуждали нерусские народы от родного языка и национальной культуры. Так выросло два-три поколения «обрусевших» татар, башкир, марийцев, удмуртов и других. Люди стеснялись говорить на своём национальном языке, боялись признаваться, что они нерусские. Чувства национального нигилизма, безразличия к истории своего народа - вот какое наследие мы имеем.
Буржуазные реформы 1990-х годов пробудили национальное самосознание. Как мина замедленного действия, взрывались чувства национальной самоидентификации. Стали создаваться национально-культурные центры. В Челябинской области татаро-башкирский культурный центр был образован ещё в 1988 году.
- Какова же сегодня ситуация в этой сфере?
- Всё больше этнических групп включаются в процесс сохранения и развития родного языка и национальной культуры. В Ассамблею народов Челябинской области входит 31объединение. Естественно, они испытывают определённые трудности: до сих пор нет чёткого закона о национальностях, нет государственной юридической и финансовой программы.
Несмотря на все усилия энтузиастов из национально-культурных объединений, число южноуральцев, которые не знают родной язык, продолжает сокращаться. По данным на 2010 год, татарским языком владели только 37% татар, проживающих в Челябинской области. Разумеется, ему обучают, особенно в сельских районах, но необходима более широкомасштабная, системная работа.
- Удаётся ли народам Южного Урала жить в мире и согласии?
- Да, и прежде всего благодаря деятельности общественных организаций. Два года назад был организован Совет по связям с общественностью, который также проводит интенсивную национальную политику в области.
- Наблюдаете ли вы экстремистские настроения в регионе?
- Реальной угрозы в Челябинской области, на мой взгляд, на сегодняшний день нет, и среди населения подобного страха не ощущается. Но никакой эйфории по этому поводу не должно быть. Нужна комплексная работа по профилактике экстремизма и терроризма. Необходимо создать условия для сохранения самобытности народов, чтобы не допустить неудовлетворённости в реализации национальных интересов. Важно вводить в систему образования историю народов. Это основы профилактики экстремизма. Для начала можно почитать книгу «Планета Южный Урал» Льва Лузина. Эта энциклопедия национальностей, представители которых живут в Челябинской области, должна быть в каждой библиотеке.