Уклоняешься от больницы – штраф. Как в Челябинске боролись с эпидемиями

Сегодня словосочетание «санитарно-эпидемиологическая обстановка» стало одним из самых популярных. С опорой на эту самую обстановку принимаются и отменяются важные решения, информация о ситуации с ковидной инфекцией – всегда в топах новостей.

   
   

«Банями не обеспечены, клопы не выводятся»

В нашем прошлом не принято было писать об эпидемиях и инфекциях на первых страницах газет. Так, например, сведения об эпидемиях тифа в начале 1920-х и середине 1930-х годов на Южном Урале сохранились только в секретной «Особой папке» ОГАЧО.

Также есть в архиве уникальный документ, рассказывающий о хронически неблагополучной эпидситуации на Южном Урале и в 40-е годы. Это стенограмма областного съезда медиков (1944 год). Заведующий областным отделом здравоохранения А.Н. Рыскин в своем докладе говорит о том, что наиболее распространенными на Южном Урале продолжают оставаться брюшной и сыпной тиф, малярия, бруцеллез, дизентерия.

По мнению главы облздравотдела, инфекционные заболевания во многом не удается изжить потому, что люди живут в плохих бытовых условиях: «Проверка установила, что в ряде совхозов не проводятся профилактические мероприятия по борьбе с малярией и бруцеллезом, нет дезкамер, плохо поставлена работа бань».

Особенно тяжелое положение сложилось в общежитиях: «Ряд рабочих общежитий неблагополучны. Постельных принадлежностей жильцы не имеют, банями не обеспечены, клопы не выводятся. А ведь в общежитиях сосредоточено большое количество людей, и они представляют собой горючий материал для любой инфекции».

Тиф, скарлатина, сибирская язва

Как видим, и в 30-е, и в 40-е годы инфекционные заболевания были серьезной социальной проблемой. Настолько серьезной, что Челябинский горисполком в 1947 году был вынужден издать решение № 5/350 об обязательной госпитализации острозаразных больных, которое было опубликовано в газете «Челябинский рабочий» (внизу, на последней странице).

Благодаря этому документу спустя 70 с лишним лет мы можем узнать, какие заболевания считались заразными и социально опасными. Это сыпной и возвратный тиф, дифтерия, скарлатина, дизентерия, туляремия, сифилис, эпидемический менингит, сибирская язва.

   
   

Все заболевшие этими острозаразными болезнями подлежали госпитализации в медицинские учреждения. Видимо, проблем с наличием мест в больницах тогда не было. Помещения, где больные проживают, должны быть дезинфицированы. «Лица, бывшие в соприкосновении с инфекционным больным, подвергаются карантину», – говорится в документе.

Не позднее суточного срока

Есть в постановлении Челябинского горисполкома и инструкция для медиков: «Каждый медицинский работник при установлении острозаразного заболевания не позднее суточного срока обязан известить специальной картой экстренного извещения районного эпидемиолога».

Определенная ответственность возлагается и на самих заболевших, а «уклонистов» ждет наказание: «Лица, уклоняющиеся от госпитализации, дезинфекции и не выполняющие правила карантина, подвергаются штрафам до 100 рублей или исправительно-трудовым работам до 30 дней. Ответственность за несовершеннолетних детей несут родители или лица, их заменяющие».

Кстати, власти не рассчитывали на быструю победу над инфекционными болезнями. «Настоящее решение распространяется на территорию города Челябинска и действует в течение двух лет», – сказано в документе горисполкома.