АиФ-Челябинск продолжает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности» - это совместный проект с Государственным архивом Челябинской области.
Повседневный быт жителей Челябинска в середине ХХ века был далёк от городского образа жизни. Никаких благ цивилизации (кроме электричества) большая часть жилого фонда не имела. Горожане точно так же, как и жители села, топили печки, ходили за водой, сажали картошку.
Тем не менее, в Челябинске работали предприятия коммунального хозяйства. Впрочем, как свидетельствуют архивные документы, для такого крупного промышленного города их было недостаточно, и работали они неудовлетворительно.
Не дом, а будка
В Челябинске в 1945 году по указу Центрального статуправления СССР прошла перепись всего жилого фонда. Итоговые подробные данные были занесены в специальные ведомости регистрации. Они хранятся в фонде Р-485 Государственного архива Челябинской области. В ведомостях указывались: этажность домов, жилая площадь, наличие коммунальных благ, число проживающих, а также материал, из которого построен дом – дерево, камень, кирпич и т.д.
Так вот, судя по ведомостям, Челябинск в 40-е годы продолжал оставаться практически одноэтажным городом: большую часть жилфонда составляли свои дома и бараки. «Высокие» 4- и 5-этажные дома упоминаются в документах крайне редко, даже в центральной части города – в основном одноэтажные строения. Например, жилой рубленый деревянный дом по ул. Орджоникидзе, 2, площадь 63 кв. метра, проживают 18 человек; барак по ул. Ленина, 80, 150 кв. метров, 32 человека; дом по ул. Васенко, 110, площадь 28 кв. метров, 5 человек. Кстати, по этим цифрам видно, насколько тесно и скученно жили люди. Норма жилой площади на одного человека составляла 3-4 кв. метра.
В ведомостях зафиксировано большое количество типичных густонаселенных бараков. Например, деревянные бараки на улице Сибирский переезд: барак № 3, площадь 371 кв. метр, 91 человек, барак № 5, 349 кв. метров, проживают 89 человек. В таком жилфонде было только электричество, в графах «водопровод, канализация, центральное отопление» стоят прочерки.
Полностью благоустроенные дома находились в районе КБС. Названия улиц в переписи не обозначены, адрес выглядит так: КБС, дом № 1, 2,3 и так далее. Там были построены высокие по тогдашним меркам 4- и 5-этажные дома, в которых были и водопровод, и отопление, и канализация.
Кстати, как отмечено в ведомости, в некоторых домах и бараках не было даже электричества. Например, деревянный жилой барак, Уфимский тракт, барак № 1, площадь 406 кв. метров, проживают 84 человека, в графе «электрическое освещение» – прочерк. Здесь же перечислены дома, расположенные по Уфимскому тракту, в которых тоже нет никаких благ цивилизации. Некоторые жилые строения обозначены так: будка № 3, площадь 14 кв. метров, проживают 7 человек.
О качестве челябинского жилья, построенного в 30-40-е годы, говорится в более позднем документе – докладной записке председателя Челябинского облисполкома А. Кардопольцева (1965 год): «Наряду с расширением барачных поселков возникли вблизи от предприятий неплановые (самовольные) поселки. Поселки состоят из домиков полуземляночного типа, тесных, скученно расположенных. Нередко материалом для домиков служили доски всевозможной тары, фанера, отходы металла, шифера и т.д».
Капремонт идет медленно
Также в фонде Р-485 хранятся документы, позволяющие узнать о работе предприятий ЖКХ. Встречается там и хорошо знакомое нам словосочетание «капитальный ремонт». В соответствии с распоряжением СНК СССР от 12 июля 1945 года в Челябинске был проведен единовременный учет коммунальных предприятий города. Итоги этого учета изложены в документе, направленном заместителю начальника статуправления РСФСР Логачеву.
Читаем: «В настоящий момент 60-70% всех строений требуют ремонта, на программу капремонта на 1945 год предусмотрена сумма 2 млн рублей, но освоение этой программы проходит очень медленно. Точно так же слабо выполняется программа по новому жилстроительству. – в основном из-за отсутствия стройматериалов».
Что же касается работы коммунальных предприятий, то в документе говорится: их количество выросло, но в целом этого недостаточно: «Наблюдается увеличение против данных 1939 года. Если водопроводных сетей было учтено 8, то теперь мы имеем 32. Канализационных сетей было 4, теперь мы имеем 12, правда, среди них имеются отдельные заводские сети, они очень маломощные. Правда, и город за этот период резко вырос. Если в 1939 году население было 273 тысяч человек, то сейчас мы имеем свыше 400 тысяч».
И далее: «Большая часть коммунальных предприятий работает неудовлетворительно. Основные причины их неудовлетворительной работы: недостаток транспортных средств, нужда в топливе, острая нуждаемость в рабочей силе, необеспеченность в достаточном количестве материалами и запчастями».
Мусорный коллапс?
Недостаток транспортных средств, в частности, не позволял вовремя и качественно убирать мусор. Эта функция возлагалась на трест очистки Госкомхоза. Как говорится в документе, «город очень загрязнен». Причина - нехватка автогужевого транспорта.
Цитируем: «Кроме треста Очистки Госкомхоза, который имеет на 1 октября 1945 г. 32 лошади, 3 автоцистерны, 6 автомусоровозов, постоянный автогужтранспорт с соответствующими средствами по очистке имеют 14 организаций. У них всех вместе взятых имеется лошадей рабочих – 35, автомашин – 8. Большая часть организаций специально закрепленных лошадей и автомашни для очистки населенных мест не имеет, поэтому очистка производится от случая к случаю. Указанного количества автогужтранспорта для потребителей недостаточно, Город очень нуждается в транспорте по очистке, так как очень загрязнен».
Далее уточняется: «Если на очистке города в 1939 году было занято 118 лошадей, то на 1 октября 1945 года мы имеем 67 рабочих лошадей». Напомним, что к середине 1940-х население города выросло почти в два раза.
Стоит сказать, что в этом документе, подписанном заместителем уполномоченного Госплана при СНК СССР по Челябинской области И. Ясюковым, дается в целом негативная оценка местным коммунальным службам: «Работники отделов коммунального хозяйства занимаются дорожно-мостовыми работами, а также благоустройством и озеленением от случая к случаю, а вопросу развития сети и улучшения работы коммунальных предприятий не уделяется, можно сказать, никакого внимания».