Травят в Сети. Как школьникам противостоять кибербуллингу

Злоумышленники могут доставать угрожать подростку в мессенджере или шантажировать через соцсеть. © / Pexels / pixabay.com

В последнее время участились сообщения о кибербуллинге (травля и преследование в интернете) детей и подростков. Взрослые с этим справляются легче: заблокируй собеседника – и нет проблемы. Но виртуальные маньяки знают, на какие чувствительные точки ребёнка надавить, чтобы общение продолжалось. Как всему этому противостоять?

   
   

«Боялся взять телефон»

В последние дни Светлана (имена героев изменены. – ред.) стала замечать, что её сына Валеру как будто подменили.

«Он ревел, только молча. На мои тревожные вопросы ничего не отвечал. Тогда я заподозрила, что сын переживает и скрывает что-то от меня. Увидев в очередной раз напуганного ребёнка, я взяла его телефон и моментально поняла, в чём причина», - рассказывает женщина.

Оказалось, что пять дней подряд некто терроризировал подростка через мессенджер WhatsApp. Ребёнок боялся взять телефон и вздрагивал при каждом звуке от уведомлений. В сообщениях были оскорбления матом, угрозы, причём не только в адрес подростка, но и его родственников. Неизвестный знал адрес семьи, в его распоряжении оказались фотографии, которые мальчик присылал через мессенджер своей однокласснице. Кроме того, киберагрессору удалось проникнуть на закрытую страничку парня в соцсети и взять фото оттуда.

Родители выяснили, что номер, с которого шёл поток кибербуллинга, зарегистрирован в Астраханской области.

«Я сначала сама с ним попыталась поговорить. По моим ощущениям, это взрослый мужчина, который «косит» под подростка, – рассказывает Светлана. – Ответил, что моего обращения в полицию он абсолютно не боится. Агрессора мы пока заблокировали, подали жалобу в мессенджер. На данный момент угрозы с других номеров не поступали. Прошу родителей: будьте внимательны. Эти товарищи достают детей до печёнок, манипулируют фотографиями и адресами, угрожают, настаивают на совершении противоправных и неразумных действий, шантажируют причинением вреда семье».

Светлана поделилась своей болью в городском паблике. И оказалось, что она не одинока. Детей терроризируют и через соцсети, и через мессенджеры.

   
   

11-летняя Оля из Челябинска начала делать первые успехи в художественной гимнастике. Родители сами завели ей аккаунт в Инстаграме. Фотографии девочки в спортивном купальнике привлекли внимание мужчины, замаскировавшегося под ровесника юной спортсменки. Они довольно долго вполне невинно переписывались, и родители знали об этом. А однажды Оля пришла в слезах.

«Мама, Серёжа сказал, что, если я не пришлю фото без купальника, мой аккаунт заблокируют!» – рыдала девочка.

«Друга», естественно, заблокировали. Родители были поражены, как легко, оказывается, можно манипулировать их чадом. Для Оли блокировка аккаунта, где не было и тысячи подписчиков, означала буквально конец света.

Не хватает поддержки взрослых

«Спрос на лекции в школах, как правило, повышается, когда происходит какой-нибудь громкий случай, – говорит руководитель тренинга «Стоп-угроза» Ольга Исмагилова. – В основном родительский комитет класса выбирает тему «Безопасность на улице». Хотя у нас есть и масса других тем: «Безопасный интернет», «Что делать, если обижают», «Моральное айкидо». Дети все темы слушают с интересом, а вот родители… Читала однажды бесплатную лекцию для них в областной научной библиотеке, и туда всего три человека пришло».

По наблюдениям тренера, дети крайне редко ощущают эмпатию со стороны взрослых. На вопрос «Кто чувствует поддержку мамы и папы?» в классе поднимаются одна-две руки.

О фактах кибербуллинга дети, а особенно старшие подростки, молчат, боясь, что у них отберут телефон.

Между тем нередко бывает так, что родители сами навлекли на своего ребёнка виртуального маньяка.

«Мамы очень любят похвастаться в соцсети успехами детей. Публикуют дипломы, фотографии с занятий, – делится наблюдениями Ольга Исмагилова. – Незнакомец смотрит эти фото, понимает, в какую секцию ходит ребёнок, изучает расписание и потом выслеживает жертву. Может к ребёнку подойти с таким предложением: «Я знаю, что ты ходишь в народные танцы, а я могу предложить тебе ходить ко мне в кружок современной хореографии». Аналогичный алгоритм используется и при кибербуллинге. Дети на своих страничках зачастую выкладывают очень много личной информации, которая потом может быть использована против них: номер школы, название секции, телефон. Ни в коем случае не нужно в соцсети принимать к себе в «друзья» незнакомых людей. Как вариант, можно предварительно созвониться с этим человеком по видеосвязи. При этом нужно учитывать, что у желающего с вами дружить есть возможность подменить внешность при помощи виртуального инструмента. Но этот инструмент бессилен против резких движений. Попросите собеседника быстро поднять и опустить руку – и вы поймёте, применяет ли он программу для изменения внешности».

Целью киберпреступника может стать производство детского порно либо шантаж-вымогательство денег, которые копит подросток. Сразу же делайте скриншоты переписок и обращайтесь с ними в районное отделение полиции.