Теневой рынок в действии. Занимательные приключения табачной контрабанды

Обязательная цифровая маркировка сигарет позволяет убедиться в подлинности пачки табака и узнать ее путь от завода до прилавка: достаточно лишь использовать мобильное приложение «Честный знак».

   
   

В случае с контрабандой, такая опция не предусмотрена – потребителю приходится довольствоваться информацией о стране производства, хотя и это не всегда указано на пачке. Мы решили исправить досадное упущение и рассказать челябинцам о всех трудностях, которые приходиться преодолевать нелегальным сигаретам на пути из ближних и дальних стран к развалам, киоскам или коробкам под прилавками небольших магазинов.

Лотерея за 50 рублей

Если маркированные сигареты производятся на заводах с многоступенчатой системой контроля качества, то для нелегального товара это не является аксиомой. На таких предприятиях в сложный химический состав сигаретного табака может попасть все, что пролетало или пробегало мимо, витало в воздухе или заведомо было добавлено, чтобы сэкономить на сырье не теряя объем. Случается и так, что качество вполне себе приемлемое, но плохие сигареты от хороших в ассортименте контрабандистов никак не отличить, поэтому риск нарваться на сюрприз есть всегда.

Есть даже шанс получить продукцию категории «антипремиум» - это могут быть подделки, произведенные в кустарных условиях из неведомо чего.

Доля нелегальной продукции на нашем рынке растет ежегодно и огромными темпами. К началу года этот показатель составил четверть всех челябинских сигарет. О том, насколько ситуация ухудшилась, мы, наверное, узнаем позже в этом году, но пока эксперты и активисты считают, что дело не идет на лад. Так, недавно в СМИ заявлялось о том, что Челябинская область вошла в ТОП-5 регионов, где с табачным подпольем наиболее серьезная проблема.

Табачные производители считают, что текущая ситуация – это лишь «цветочки». По данным компании JTI, которые содержатся в исследовании “Надвигающийся шторм”, «ягодки» нам скоро представит международная табачная мафия. Криминальные структуры без особых потерь перенесли первую волну эпидемии и даже расширили производственные мощности. На стороне игроков теневой экономики – повышенный спрос на продукцию в низком ценовом сегменте, рост цен на легальные сигареты, массовый стресс курящего населения и отсутствие действенного отпора со стороны правоохранительных структур. По результатам изучения обстановки в 50 странах мира, включая Россию, исследователи заключили, что подполье наращивает производство и готовится затопить рынок в нелегальной продукции.

Надеемся, что это понимают и в российских правительственных коридорах, так как «зарубежные гостьи» уже лишили госбюджет 100 млрд рублей в 2019 году и помогли криминалу заработать сопоставимую сумму. Сумму, которая может воплотиться в контрафакт в пищевой продукции, одежде, детских игрушках. В конечном счете любой нелегальный рынок всегда приводит к тому, что нас начинают окружать некачественные, а порой и опасные вещи и продукты.

   
   

Великие табачные пути

Регионы мира, откуда к нам попадает нелегальная продукция, это по большей части Белоруссия, Сербия, Арабские Эмираты и приграничный нам Казахстан, выступающий и транзитной территорией и источником одновременно. Проследим путь поставок нелегальных сигарет из каждой страны.

Белоруссия

«Братушки» уже который год держат первое место по доле на теневом табачном рынке России. Не будет преувеличением сказать, что снабжение россиян дешевыми сигаретами для них является значимым источником пополнения бюджета, а, как считают эксперты, механизм поставок может быть известен даже первому лицу. Факты давно в открытых источниках – на экспорт Белоруссия производит вдвое больше, чем для внутреннего рынка. Таможенного контроля на границе с Россией у них нет, поэтому исследователи из Nielsen и журнала «Эксперт» закономерно заключают, что белорусский табакпром ориентируется в первую очередь на своего восточного соседа.

Поток продукции фабрики из Гродно в Россию можно оценить в примерно 1,5 млрд сигарет в год или порядка 40 млн долларов. Порядок сумм подтверждают и косвенные показатели – громкое задержание ОПГ в Брянске, которая имела оборот в 1 млрд рублей. По фиктивным документам преступниками закупались крупные партии, а затем без особых потерь доставлялись в Россию через прозрачные границы. Чтобы раскрыть криминальную структуру силовики провели 95 обысков и выявили бизнес со сложной структурой.

В целом, путь «белоруссочки» до Южного Урала чаще всего проходит по схеме «прерванный транзит». По документам груз сигарет транспортируется из Белоруссии, например, в Афганистан, а Россия является просто страной транзита. На практике, в какой-то части пути отправитель отзывает груз и транспорт, и тот, как будто просто поворачивает назад. Либо доезжает до точки – по крайней мере об этом могут свидетельствовать документы, которые «получатель» курьером отправляет в нужный таможенный пункт, чтобы закрыть транзитную перевозку. На самом деле фура развозит сигареты по реальным пунктам назначения.

Поэтому главное для табачного груза – тихо просидеть участок границы и убедиться, что таможня не конвоирует до заявленной точки отгрузки или выхода за пределы страны. Увы, эта практика была приостановлена весной вместе с другими мерами, принятыми из-за распространения коронавирусной инфекции.

В итоге путь таков: фабрика, приграничная пробка, в худшем случае несколько складов и распределение на арендованных площадях уже в самом Челябинске. А дальше развоз на легковых авто по ларькам или коробкам, установленным прямо посреди улиц.

Объединенные Арабские Эмираты

Здесь возможны три варианта. Коробочки с сигаретами из этой жаркой страны могут попадать в центральные регионы России авиаперевозками – такой канал ФСБ пресекло этим летом, изъяв 100 тонн нелегальных сигарет – через упомянутую белорусскую границу, где очень лояльные условия растаможки, или через Казахстан. Есть и другие маршруты в районе Кавказа, но сейчас ими пренебрежем.

Почему вообще Эмираты? Это государство последние годы активно развивало табачную промышленность. «Арабка», которую могут встретить южноуральцы, скорее всего произведена в зоне свободной торговли Джабаль-Али, где сконцентрированы табачные фабрики. Маршрут ее ждет более сложный и интересный, чем белорусскую «подругу».

Ее первым пунктом назначения становится Иран, порт Бендер-Аббас в Ормузском проливе. Затем груз, который по документам является чем угодно, но не сигаретами, перевозят уже на Каспийское море. «Арабки» преодолевают сравнительно водное пространство на сухогрузах, в которых могут месяцами мариноваться в районе казахстанского порта Актау. Это нужно для того, чтобы, не привлекая лишнего внимания, сойти на берег под видом пленки, стройматериалов, гипсовой штукатурки, полиэтилена, посуды, чего угодно. Далее основная часть направляется в разные регионы России, в первую очередь это Урал и Сибирь, а остатки распределяются в самом Казахстане.

Есть более долгий путь, но с меньшим числом «пересадок». Груз отправляется морем не на Каспий, а… в китайский порт Циндао. Оттуда в Казахстан идет постоянный грузопоток по железной дороге. Далее схема такая же.

Третий вариант еще проще: Таджикистан – Казахстан – Россия. Добавим, что арабскими маршрутами пользуются и при доставке сигарет болгарского производства.

Сербия

Другой братский народ действует проще. «Сербка» вообще выпускается под заказ и оформляется, как товар для беспошлинной торговли – duty free. Обычно первый пункт назначения – Кыргызстан, где партии необходимо провести некоторое время на таможенных складах. А дальше разного объема части поставки оказываются в основном в России, преимущественно усилиями челноков, пользующихся даже общественным транспортом, или в составе сборных грузов. Это же ЕАЭС, никакого обязательного таможенного контроля на внутренних границах.

Казахстан

Пересечение российской границы стало для контрабандистов делом техники, да не будет это сказано в обиду российской таможне.

Обязательный таможенный контроль заменили мобильные группы из представителей таможни, погранслужбы, ГИБДД, Россельхознадзора и по согласованию других участников. На границе Челябинской области таких групп всего две, вряд ли они успевают справиться с огромным потоком. В отсутствие возможности проверять каждую подозрительную фуру и малотоннажный автомобиль, мобильные группы так же не всегда имеют полномочия задержать груз нарушителя, поэтому немалая часть попавшихся просто разворачивается. Зачастую для попытки снова заехать уже через день-два.

Помимо схемы «прерванного транзита», водители пользуются отсутствием лимита на ввоз табачной продукции физлицом и заявляют, что везут все для личного пользования, что усложняет привлечение к ответственности. Те, кто уже попадался, стараются спрятать груз. В досках и пиломатериалах, под грудой угля, в колесах. Транспорт, ранее попавший в разработку, может просвечиваться рентгеном, но многие другие фуры, просачиваются, как можно судить по росту доли теневого табака в России.

Несмотря на официальные заявления и серьезные успехи в поимке нелегальной продукции, проблема «серого табака» становится с годами лишь острее. Возможно, есть определенная сезонность, но в разных регионах по-разному оценивают ситуацию с потоком нелегальных сигарет. В Самаре, где в первом полугодии задержали уже сотни тысяч пачек, считают, что тенденция негативная. Челябинские таможенники, хорошо поработавшие в прошлом году, в 2020 имеют скромные результаты. Однако относят это к тому, что сократился именно поток нелегальной продукции. Так это или нет, никто не знает, но проблема на Южном Урале только усугубляется.

Борьба на внутреннем рынке

К чести челябинских общественников и полицейских, с эпидемией коронавируса рейды по торговым точкам в поисках нелегального табака в городе не прекратились. Не так давно у активистов прошел очередной «выход в люди», который принес с собой богатый улов сигарет с очень неясным составом.

Информацию о магазинах, где торгуют «левым» табаком «Антидилерам» поставляют неравнодушные горожане. Кое-что можно узнать на форумах. А около стихийных рынков даже и узнавать ничего не нужно – тут вывески прямым текстом дают понять, что за товар продается: «Сигареты со всего света». Дальше действия просты: контрольная закупка – протокол – изъятие. Свои рейды общественники проводят с полицией. Конечно, заметив облаву, многие соседние точки тут же сворачивают работу, но и акции все равно дают плоды. К слову, в большинстве городов страны на период противоэпидемических мероприятий всякие проверки магазинов на предмет табачного контрафакта прекратились.

Челябинские правоохранители не ограничились проверками в рознице – буквально в начале октября в Чебаркуле была изъята крупная партия немаркированных сигарет, которая хранилась в двух гаражах. Табачные изделия неизвестного происхождения потянули по цене на 6 млн рублей – 125 тысяч поддельных пачек не попало в торговую сеть. Владельцу криминального склада «светит» реальный срок по уголовному делу, ведь это – как минимум хранение товара без обязательной маркировки в особо крупном размере. Сентябрь также оказался урожайным на табачные подделки – больше 2000 пачек изъято в торговых точках в ходе рейдов в Челябинске, Троицке и Копейске. И снова – непонятные подделки без марок, даже не контрабанда.

Судя по тому, как в этом году трудятся оперативники, можно сделать два вывода – либо нелегального табака стало больше, либо с ним стали лучше бороться. Ведь только за первое полугодие 2020 года в России изъяли у преступников 9,8 млн пачек нелегальных табачных изделий. За весь 2019 год – 11,4 млн пачек. Такую статистику приводит журнал «Эксперт». Редакция собрала статистику МВД по регионам, и выяснила, как обстоят дела в борьбе с «черным» рынком табака. По итогам изучения материалов, аналитики пришли к выводу, что в большинстве регионов работа определенно стала эффективнее.

P.S.: Пока большая часть нелегальной табачной продукции находит свой сбыт. В этом, увы, не приходится сомневаться. Уже в следующем году грядет очередное повышение табачных акцизов на 20%, а это значит, что пачек дешевле 140 рублей в официальной продаже просто не будет. Желающих сэкономить это может подстегнуть закупиться на теневом рынке. Поэтому руководству страны стоит заранее подготовиться к противостоянию с новой волной нелегальной продукции.