Ветка Карталы – Магнитогорск, в обычное время использующаяся для перевозки дачников и постоянных жителей, стала, по сути, одним из главных путей борьбы с огненной стихией. Это по ней пришел пожарный поезд, снабдивший водой технику МЧС. По ней пригнали бульдозеры, создавшие непреодолимые препятствия для огненной стихии. И по ней эвакуировали жителей деревень.
Поезд спасения
Электричка «Карталы-Магнитогорск» курсирует 2 раза в день, утром и вечером. Исполняющий обязанности машиниста инструктора Сергей Проценко был на своем рабочем месте, когда в 13.20 получил приказ: организовать экстренный рейс, чтобы эвакуировать жителей горящих деревень Джабык и Запасное. В 13.34 поезд был уже готов к отправлению.
«Обычно мы 60 километров до станции Запасное преодолеваем за час, а тут долетели за 20 минут, - вспоминает машинист Евгений Самарин. – Шли, естественно, вне графика, поэтому грузовые поезда пропускали нас. Все было задымлено, видимости никакой. Мы подавали сигнал и ехали».Сначала в электричку посадили жителей Запасного, потом отправились в Джабык, и там приняли основную массу пассажиров, среди которых были дети, приехавшие отдыхать к бабушкам и дедушкам на летние каникулы. Едва тронулись из Джабыка, по рации пришло сообщение: «Остался один маломобильный человек в Запасном!» Электричка вернулась за ним, после чего летела до Карталов уже без остановок. Вывезли 61 человека.
«В таких экстремальных условиях мы работали первый раз, - признается Сергей Проценко. – В четырех вагонах – плач: люди потеряли свои дома. По приезду на карталинский вокзал их сразу же встретили врачи и психологи».
Подвозили, тушили, эвакуировали
Эвакуация – лишь одно из развернутых направлений работы. Настал момент, когда по автодорогам проводить ее было уже невозможно. Но и проехать по рельсам электричка бы не смогла, если бы в работу не включился пожарный поезд. Свой первый рейс он совершил 8 июля, когда пламя только начало разгораться.
«Нам была поставлена задача обеспечения подразделений водой и тушение в пределах технических возможностей пожарного поезда, - вспоминает начальник пожарного поезда станции Магнитогорск Максим Овчинников. - Мы не только подвозили воду, но и принимали участие в тушении объектов ОАО «РЖД» от распространения пламени. Пожарные смогли предотвратить возгорание путей и станционных постов – а это стратегические объекты, координирующие движение пассажирских и грузовых поездов».
На станции «Магнитогорск» обычно дежурят пятеро пожарных. Но тут были мобилизованы 20 человек. Наполняли цистерны (а это 219 тонн в общей сложности), перекачивали воду в машины МЧС, сами занимались тушением, да еще и приняли участие в эвакуации местных жителей.
Все это пожарные не смогли бы сделать, если бы не отличная физическая форма. Спортсмены достигают пика формы к соревнованиям, а пожарные – к пожароопасному сезону. Весь год тренируются, отрабатывая скорость и тактику приемов. Дисциплина здесь такая же строгая, как в военных подразделениях.
«Работники ведомственной пожарной охраны – это, в большинстве своем бывшие военные, сотрудники МЧС, имеющие за плечами огромный опыт пожаротушения, - объясняет Максим Овчинников. – Отработали 4,5 суток на пределе, а точнее сказать, за пределами человеческих возможностей».
В огненном кольце
О воде как способе тушения пожара знают все. Между тем, крупные пожары потушить только водой невозможно. В дело вступают бульдозеры, доставка которых на место ЧС невозможна без работы железнодорожников.
На станции Карталы постоянно готов к работе восстановительный поезд. Куда он только не отправлялся – и на пожары, и на наводнения. Последствия разбушевавшейся стихии ликвидируют бульдозеры ДЭТ-250. Они доставляются пожарным поездом и отправляются на место ЧС.
«В первую очередь восстановительные поезда предназначены для предотвращения и устранения последствий схода подвижного состава, - объясняет заместитель начальника восстановительного поезда станции Карталы Алексей Кравцов. - Но и для того, чтобы предотвратить и ликвидировать пожары, наша техника широко используется. Честно признаюсь: на таком сильном пожаре я работал впервые. Огонь горит вроде бы на расстоянии 100 метров, но рядом находиться невозможно – как будто бы горит в полуметре от тебя, очень жжет. Кругом был плотный дым, нечем было дышать. В нас летели огненные искры и горящие ветки. Техника буквально кипела, но выдержала».
Сначала бульдозеристы нарезали так называемые «минерализованные полосы», чтобы отрезать пламени дальнейший путь. Потом стало понятно, что даже вспаханная земля не может задержать верховой пожар: огонь перекидывался через опашку. Усилился и сменил направление ветер: теперь он дул в сторону Джабыка. Развернулись и бульдозеры: теперь все силы были брошены на спасение поселка.
«Работали челночным способом: один бульдозер отталкивал вал земли, отъезжал, этот вал начинал гореть, тогда его подхватывал второй бульдозер и отталкивал дальше, - вспоминает Алексей Кравцов. - Когда пламя окружило нас со всех сторон, мы выбрали небольшой ровный участок земли, сделали вокруг себя минерализованное поле диаметром 100 метров, встали в центр поля и только так сумели сохранить машины и жизни».
Когда пламя стихло, бульдозеры своим ходом отправились в Запасное, а оттуда – в Мочаги и Анненск. По пути вспахивали землю, предотвращая дальнейшее распространение пламени. Благодаря профессионализму всех подразделений МЧС и РЖД большая часть домов уцелела.
Среди тех, кто лишился крова - четыре работника железной дороги. Сейчас на ЮУЖД для них собирают средства. Материальная поддержка поступит от Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Межрегиональный координационный совет ветеранов уже оказал помощь неработающим пенсионерам-железнодорожникам.