Восстановление алко- и наркозависимых — модное сейчас направление. На первых этажах многоквартирных домов появляются центры без вывесок и каких-либо опознавательных знаков. Там чисто, алкоголя и шприцов нет. Но соседям все равно не нравится. Да и с избавлением от зависимости есть проблемы. Мы выслушали представителей и с той, и с другой стороны.
Бидоны с гречкой и незваные гости
Четырехкомнатная квартира дома № 15 по улице Карпенко в Челябинске много лет сдается в аренду. Тут были и химчистка ковров, и филиал госархива, и приемная депутатов Тракторозаводского района. Соседство с последними жильцам очень нравилось. Депутаты помогали с благоустройством, дарили приятные сувениры на праздники. Но им для безупречной отчетности требовалось нежилое помещение. Не найдя общего языка с собственницей, парламентарии съехали. А в августе 2021 года началось «великое переселение».
«Сначала мы увидели, как привезли большое количество мебели: штук 12 диванов не первой свежести, двухъярусные кровати с пружинами. Тюки с тряпками, картон. Потом в квартиру стали заходить люди маргинального вида. Иногда их просто заносили — мертвецки пьяных», — рассказывает старшая по дому Ольга Заварухина.
Вызвали полицию, была проведена проверка. Участковый выяснил, что в квартире располагается реабилитационный центр «Путь преодоления». Там постоянно живет семья, курирующая своих подопечных. А подопечные — это «лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». Проще говоря, бомжи, алкоголики, наркоманы, люди с судимостью. Находятся они там около двух месяцев, после чего «восстанавливаются», и их сменяют другие.
Собственница квартиры Наталья — человек юридически грамотный. Формально она сдает квартиру по договору безвозмездного пользования. «В квартире живет замечательная семья, которая не дебоширит, сделала за свои деньги ремонт, поменяла в санузле трубы. Почему у Ольги не было возмущений, когда у меня жили люди на красивых машинах и приятно одетые? Да, это люди с гораздо меньшим достатком. Зато они помогают другим в трудной ситуации, а зимой кормят всех бесплатно», — изложила Наталья свое видение ситуации корреспонденту chel.aif.ru.
Альтруизма хозяйки многие жильцы не разделяют. В бесплатном кормлении они видят непрерывную эксплуатацию газовой плиты: а если взорвется? Предоставление крова большому количеству человек, считают, может обернуться высоким ОДН за водоснабжение и водоотведение.
«Но самое главное, мы опасаемся за свою безопасность. У нас маленький дом, в 15 квартирах проживает 12 несовершеннолетних детей. Мы боимся за них. Раньше каждого жильца знали в лицо. А сейчас дом полон непонятных личностей, которые постоянно меняются, неизвестно чем болеют», — жалуется жительница дома, не пожелавшая называть свою фамилию.
Почти каждый день в подъезде что-то происходит. Из квартиры выносят армейские бидоны с гречкой, которой потом кормят бездомных около ДК «Смена». В подъезд то и дело заходят то ли бывшие пациенты центра, то ли знакомые нынешних клиентов. Чтобы доказать этот факт, жильцы скинулись на домофон с видеокамерой. Один из гостей стучал в квартиры, после чего уснул прямо на лестничной площадке — фото есть в распоряжении редакции.
На вопрос «Пытались ли вы вступить в диалог с жильцами?» смотрящий за филиалом Рустам Мустафин парировал: «Я лучше за них помолюсь. И хочу напомнить: на каждое заявление, которое они пишут в разные инстанции, есть соответствующая статья закона».
Работа за еду
Как сообщили в пресс-службе Челябинской епархии, данный реабилитационный центр не имеет никакого отношения к Челябинской епархии Русской Православной Церкви. Не входит он и в «Реестр негосударственных организаций, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, в Челябинской области».
«Да, к официальной медицине мы не относимся, но считаю, что действуем эффективнее, чем она, — рассказал нам волонтер центра Алексей Егорычев, с которым удалось поговорить по телефону горячей линии. — У нас не реабилитация, а восстановление. Эта квартира — как перекантовочный узел. Кто хочет проходить путь дальше — едет в другие города. На квартире мы предоставляем возможность начать жить с чистого листа. Не пить, не курить, следовать христианским принципам. Каждый вечер у нас собрание, мы прививаем нравственное учение. Семь центров у нас в Челябинске, два — в Магнитогорске. Старшие — бывшие наркоманы и алкоголики, кто хорошо себя зарекомендовал».
Егорычев не скрывает, что сам он — бывший наркоман из Майкопа. Первый раз попал на восстановление в 2007 году. Продержался шесть лет и снова отправился в центр. Во второй раз его хватило на два года. «К настоящему времени я живу в трезвости третий год. Вне организации не вижу способа проживать, потому что в обычной жизни всплывают старые знакомые, и я могу сорваться».
Собеседник подтвердил то, что сообщили корреспонденту chel.aif.ru жильцы дома: пациенты центра не получают на руки денег за свой труд, хотя работают с утра до вечера. «Им дай личные деньги — они их используют не в том русле. Деньги уходят на одежду, питание и медикаменты для них же. Мы общественная организация, государством не финансируемся».
Будет ли толк?
Пока борьба жильцов с центром проходит в пользу последнего. Отписки были получены из Роспотребнадзора, ГЖИ, от омбудсменов и из других инстанций. Доказать факт проживания «неудобных» соседей непросто: с раннего утра до вечера они на работе, а вечер — нерабочее время для проверяющих.
Однако жильцы верят, что судебные перспективы у их кейса есть. Несколько лет назад в Казани из многоквартирного дома удалось выселить точно такой же реабилитационный центр. Суд сослался на статью 288 Гражданского кодекса РФ о необходимости перевода жилого помещения в нежилое.
Мы поинтересовались у экспертов, помогают ли такие центры избавиться от пагубных пристрастий.
Главный нарколог Челябинской области Борис Изаровский:
«Людей таким образом просто эксплуатируют. Обещают выздоровление, а на деле выкачивают последние силы. Да, трудотерапия — неотъемлемая часть реабилитационного процесса. Но это не должен быть труд, направленный на получение коммерческой выгоды. У алкоголика или наркомана проблема заключается в первую очередь в психике. Человеку необходимо понять свою болезнь и варианты излечения от нее. Сначала в порядок приводится голова, а потом уже человек начинает трудиться. Деньги людям на руки давать не хотят, в этом есть смысл. Но ведь у подопечных центра не заключен договор подряда, не оформлена трудовая книжка. Явно не проработан юридический аспект. А что им вливают в голову на вечерних „собраниях“? Тоже не понятно. На сайте областной наркологической больницы и министерства соцзащиты есть список негосударственных реабилитационных центров, где пациенты действительно получают помощь. Их всего пять, но они проверены и надежны».
Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко:
«Позиция правозащитников и уполномоченных органов в сфере социальных отношений едина — мы давно говорим о необходимости лицензирования деятельности частных организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме».