Пушкин и метро. Как челябинские педагоги знакомили африканцев с Россией

Слушателями курсов от челябинских преподавателей стали студенты в Сенегале и Мали. © / ЮУрГГПУ

Преподаватели челябинского педагогического университета вернулись из Африки, куда ездили с просветительской миссией. Больше месяца они учили местных студентов читать на русском языке и знакомили с традициями и обычаями нашей страны.

   
   

Педагоги ЮУрГГПУ рассказали chel.aif.ru об итогах поездки и об интересе молодёжи западноафриканских республик к России.

Одним Сейшелы, другим Мали

«Министерство просвещения РФ поручило педагогическим вузам государственное задание - сформировать Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в 56 странах мира, - сообщил и.о.ректора ЮУрГГПУ Александр Кузнецов. - 28 из них - страны африканского континента, остальные – в Азии и Латинской Америке. Всего в программе участвуют около тридцати вузов, каждому дали по две-три страны. Нас отправили в Мали и Сенегал. В соседней стране Кот-д’Ивуар работали сотрудники ярославского педагогического университета, в аэропорту мы встретили коллег, которые летели из Конго. Шадринскому педуниверситету из Курганской области достались Мадагаскар и Сейшельские острова. Мы работали в странах, где основная масса населения – бедные. Конечно, там есть богатые жители, имеющие автомобили последних марок, украшения, модную одежду, но таких очень мало. Принимающая страна в материальном плане не могла ничего нам предложить. Бесплатное жилье - да. Но я в первой же командировке понял, что наши педагоги в таком жилье не смогут жить. Я не рискнул селить их в таких условиях, они жили в отеле. Кстати, отели в Африке все дорогие».

Финансирует программу Министерство просвещения России – организация курсов в каждой стране стоит примерно 3 млн рублей. Так, на реализацию госзадания в Сенегале и Мали в 2023 году Минпросвещения РФ выделило ЮУрГГПУ 6 млн рублей. Предусмотрено и софинансирование, поэтому вуз направил на эти цели около 10% от общих затрат на реализацию проекта.

«Без знания русского учащиеся не получат доступ к иным компетенциям, в том числе технической направленности, - объяснил Александр Кузнецов. - Дело в том, что и Сенегал, и Мали очень сильно нуждаются в реанимации экономики, ведь они относятся к одним из беднейших стран мира. Сейчас важна просветительская функция, а потом уже можно будет говорить и об обучении в нашем университете или в других российских вузах для получения высокого звания «учитель русского языка» в африканских школах. Два наших преподавателя работали в Бамако (столица республики Мали – прим. ред.) в частном университете имени Ахмеда Баба и государственном университете литературы и гуманитарных наук. Они находились там 42 дня. Ещё два преподавателя работали в столице Сенегала Дакаре».

Задачей педагогов было познакомить африканских студентов с русской культурой и языком. Фото: ЮУрГГПУ

Пушкин, метро и снег

«Нашими слушателями были и студенты Дакарского университета, и учителя лицеев Сенегала, которые изучают русский язык и участвуют в мероприятиях культурного центра «Калинка», - рассказала преподаватель ЮУрГГПУ Людмила Нестерова, - то есть те, кто планирует продолжить своё образование именно в России или впоследствии обучать русскому языку других. Это были очень мотивированные слушатели!»

«Когда мы только планировали поездку, Африка казалась нам очень далёкой, непонятной, неизведанной, - призналась другой преподаватель ЮУрГГПУ Ольга Куныгина. - Были большие сомнения, как воспримут студенты наши темы, какой будет контингент. Но когда мы приехали и вошли в работу, Африка стала понятной и близкой, а наши курсы вызвали неподдельный интерес у обучающихся. Они спрашивали, как устроены наши города, какие праздники мы любим. Мы рассказывали про Масленицу и про наш Новый год, они – про то, как встречают Новый год в Сенегале».    
   

Неожиданно на одном из занятий посыпалось много вопросов про метро, педагогам пришлось по ходу занятие перестраивать, делать презентацию, искать дополнительный материал. Оно и понятно: в Дакаре только одна ветка железной дороги, которая соединяет аэропорт и столицу.

«Африканские студенты ничем не отличаются от российских, такие же жизнерадостные, весёлые, пытливые, - отметила Ольга Куныгина. - Очень любят свои национальные костюмы, на занятия каждый раз приходили в разных нарядах. Если на следующий год наша миссия продолжится, включим в курсы информацию о русских национальных костюмах. Когда рассказали обучающимся про Пушкина и его африканские корни, а потом показали его юношескую фотографию, они увидели сходство с африканскими студентами. В последний день, увидев памятник поэту на фото станции метро «Пушкинская» в Москве, они хором закричали: «Пушкин, Пушкин!»

Преподаватель ЮУрГГПУ Владимир Нетëсов, работавший в Мали, отметил патриотизм западных африканцев.

«Они очень любят свою страну, это везде прослеживается! – рассказал он. - В большинстве случаев высшее образование получают для того, чтобы вернуться обратно и налаживать жизнь в своей стране. Много эмоций вызывают политические темы, а также опустынивание страны. Шутка ли: ежегодно площадь пустыни увеличивается на 10 км!»

«Мы работали с аудиторией, которая знала о России очень мало, - продолжила преподаватель ЮУрГГПУ Наталья Отводенко. – В основном говоря о нашей стране, они перечисляли: «Путин», «холод», «снег», «огромные просторы». В частном университете имени Ахмеда Баба нам была поставлена задача научить их читать за короткий период. Чтобы, приехав в Россию, они могли хотя бы прочитать надписи в аэропорту. На второе занятие пришел ректор и удивился первым успехам. Курс рассчитан на 36 часов и дает основные представления об истории, культуре, традициях, литературе России и русском языке».

Подобных миссий во всей Африке ещё не было, педагоги ЮУрГГПУ стали в этом плане первопроходцами. Планируется, что в 2024 году работа с западноафриканскими государствами будет продолжена.

«Будем расширять спектр деятельности и заниматься не только культурно-просветительской работой на африканском континенте, но и стимулировать процесс приезда к нам для более глубокого изучения русского языка и повышения квалификации учителей русского языка, работающих в западноафриканских республиках, - поделился планами Александр Кузнецов. - Энтузиазм обучающихся во многом продиктован тем, что их родители в 60-80-х годах уже получали образование в Советском Союзе и с большой теплотой вспоминают об этом периоде своей жизни. Кто-то стал медицинским работником, кто-то преподавателем, кто-то инженером. Сейчас появляется возможность возобновить подобного рода взаимоотношения между нашими странами, и это здорово».

К слову, оказалось, что министр высшего образования в Мали тоже получал своё первое высшее образование в России и даже защитил кандидатскую диссертацию на русском языке. Александр Кузнецов добавил, что африканский коллега до сих пор неплохо говорит по-русски, хоть и с заметным акцентом.

Выучив язык, африканские студенты получат возможность продолжить образование в российских вузах. Фото: ЮУрГГПУ

Электричество в отеле покупали

Дорога до Африки заняла у южноуральских педагогов порядка 28 часов на самолете. Они назвали этот путь изнуряющим.

«В наш приезд ежедневно днем было +40 градусов, без кондиционера жить невозможно, при этом электричество в номере отеля, где нас поселили, нам приходилось покупать, - поделилась Ольга Куныгина. – В специальных киосках берешь пластиковую карту, которую надо вставлять в определенное устройство в номере, и тогда у тебя будет свет, а главное кондиционер. За две недели в Сенегале мы потратили денег на электричество больше, чем тратим у нас за целый год! Там оно стоит очень дорого. По этой причине местные жители не пользуются горячей водой: водонагреватели тратят слишком много электроэнергии».

«Выработалась привычка повсюду носить с собой воду, без нее долго не выдержишь, - вспоминает Александр Кузнецов. – Пара бутылок в сумке и одна с собой в руке, и всё время пьёшь. Обезвоживание начинается уже через 1-2 часа, если не пить. В Сенегале ещё океан рядом, а в Мали влажность - ноль, стоит сушь. Для сравнения: в Челябинске у нас сейчас 60-65% влажности. В Африке сейчас листва облетает с растительности как у нас осенью. Только у нас она облетает от холода, а у них от жары».

Фото: ЮУрГГПУ