Пухопад - никто не рад. Как бороться с тополиным пухом?

Во дворах, где много тополей, пух лежит целыми "сугробами". © / Анна Львова / АиФ

Июнь - время, когда летит тополиный пух. У аллергиков чешутся глаза, обостряются насморк и кашель. Пожарные выезжают на поджоги пуха десятки раз в день. Эксперты говорят, что пух будет доставлять неприятности ещё две, максимум - две с половиной недели. А есть ли способ предотвратить «пухопад»?

   
   

Горючая вата

Тополь стремительно стал набирать популярность после Великого смога, накрывшего Лондон в 1952 году. Многие промышленные страны, в том числе Советский Союз, взяли курс на улучшение качества воздуха путем озеленения городов. Бальзамический тополь, казалось бы, идеально подходил для этих целей. Быстро растет, формируя разветвленную крону. С поглощением углекислого газа и последующим выделением кислорода справляется лучше, чем любое другое дерево. Тополями засадили скверы, промзоны, дворы, территории вокруг школ и детских садов. Практически все они выжили и начали работать на улучшение экологической ситуации в городе. Такая «мелочь», как пух, на тот момент никого не волновала.

Между тем, пух оказался далеко не безобидным. Обладая большой площадью покрытия и отличными горючими свойствами, он стал нести угрозу и постройкам, и автотранспорту.

«В Челябинске 15 июня было зарегистрировано два выезда на возгорания, начавшиеся с поджога тополиного пуха, а 16 июня – уже 15 выездов, - приводит неутешительные цифры инспектор отдела информации и связей с общественностью пресс-службы ГУ МЧС России по Челябинской области Ирина Шафеева. - В прошлом году из-за поджога тополиного пуха неизвестными лицами сотрудники МЧС боролись с серьёзным пожаром на одном из предприятий Челябинска. В период «пухопада» повсеместно можно наблюдать поджигателей. Ребятня и подростки ради развлечения, а взрослые - осознанно, мотивируя свои действия борьбой с надоедливым пухом, производят подпалы. С результатом такой «борьбы» приходится справляться пожарным».

Ветер легко поднимает целые облака пуха - горожане в шутку называют это явление "белым штормом". Фото: АиФ/ Анна Львова

Не рубить, а обрезать

Вопрос об избавлении городов от тополиного пуха поднимался неоднократно. В Челябинске проблему решают в буквальном смысле слова топорным способом - рубят ствол, оставляя пятиметровый отросток.

«Наш коллектив последовательно выступает против терминальной обрезки. Практика показывает, что старые деревья её не переносят: два-три года борются за существование, а потом умирают, - отмечает биолог ботанического сада ЧелГУ Павел Попков. - Есть куда более эффективный способ борьбы с пухом - укорачивать так называемые скелетные ветви (те, что идут от ствола). Вот тогда дерево может 150-200 лет существовать в удовлетворительном состоянии. За это время можно успеть подготовить другие зелёные насаждения».

Отмершие обрубки стволов и пни никто не спешит выкорчевывать. Они гниют, становясь рассадником грибковых заболеваний. Тополя живут в среднем 150 лет, из которых 70 уже миновали. Представьте, какая ситуация ждёт нас в будущем. Если городские власти не позаботятся о корчевании и утилизации старых деревьев, город постепенно превратится в тополиное кладбище.

   
   

Между тем, результаты борьбы со смогом, ради которой были высажены тополя, не очень радуют. На прошлой неделе установилась безветренная погода, и областной центр накрыли промышленные выбросы. В минувшую пятницу в Калининском и Тракторозаводском районах Челябинска были зафиксированы двукратные превышения допустимых концентраций в воздухе диоксида азота и формальдегида, сообщили в региональном министерстве экологии.