С приходом кризиса Челябинск накрыла вторая волна велосипедного бума. Несмотря на то, что в угоду любителям здорового образа жизни власти города анонсировали строительство велодорожной сети ещё в 2013 году, в настоящее время функционирует только одна велодорожка протяженностью 4 километра, связывающая Северо-Запад с бором. Но даже она не отвечает всем требованиям велосипедистов. В результате, устав ждать чиновников, челябинские активисты начали самостоятельно разрабатывать принципиально новый проект велосети мегаполиса, отвечающий всем мировым стандартам.
Идея проекта «Дорогу Велодорогам» принадлежит 21-летней выпускнице ЮУрГУ, заядлой велосипедистке Наталье Пироговой, работающей помощником архитектора, и её ровеснице, сотруднице рекламного агентства Кристине Клипфель. Пока Наташа вместе с другими велосипедистами объезжает город в поисках лучшей велосипедной тропы, Кристина проводит соцопросы, пытаясь узнать мнению далеких от спорта челябинцев. Девушки намерены представить свой проект на городском конкурсе для молодых архитекторов «Челябинск будущего: XXI век», результаты которого станут известны к концу июня. И у них уже есть четкая концепция того, как организовать велородожную сеть, которая будет использоваться по своему назначению, а не ради галочки в отчетах чиновников. Корреспондент «АиФ-Челябинск» узнал, в чем главные плюсы концепции молодых велосипедистов.
Никчёмные дорожки
— Расскажите, чем вас не устраивает схема велодорожной сети, предложенная администрацией Челябинска?
То есть неудачно само строительство велодорожки на этой улице, уличном профиле. И самая главная проблема, как мне кажется, это то, что велосипедисту согласно правилам дорожного движения надо останавливаться перед каждым светофором, переходить перекресток пешком, а потом опять залазить на велик. Сразу же теряется смысл быстрого передвижения. Между тем, во всех европейских и американских городах велодорожка делается с расчетом минимальных потерь времени для велосипедистов. То есть велосипед там рассматривается как транспортное средство и едет по выделенной полосе, как и автомобиль.
— По такому же принципу вы намерены сделать велодорожки и в Челябинске?
Наталья: Для широких улиц мы предлагаем пустить велодорожки с двух сторон дороги, защищая их от движущихся автомобилей высоким бортиком или столбиками. Скорее всего, это будет бортик, потому что металлические столбики дорогие, а пластиковые поставили в Перми, и они абсолютно неэффективны. Их просто все сшибают и устраивают парковку для машин на этом месте.
Автомобильный тупик
— То есть придётся уменьшить проезжую часть для машин, которую яростно расширяли в пору «Дорожной революции» при Сергее Давыдове?
Наталья: Ширина полосы составляет 3,75 метра, а нам нужно всего полтора. Зимой они всё равно не используются для движения, потому что на них сбагривают снежные сугробы. Потом, вместо того, чтобы парковаться под углом в 45 градусов, как сейчас принято, в некоторых местах можно будет устроить полосу параллельной парковки. Поэтому можно сказать, что мы немного «съедим» у города.
Тут надо основываться на дальновидности нашего проекта. Европейские урбанисты уже давно поняли, что путь автомобилизации тупиковый. Чем больше мы делаем хороших условий для автомобилей — увеличиваем длину и ширину дорог — тем больше становится автомобилистов. Это замкнутый круг, и в какой-то момент расширяться становится просто некуда, например, как у нас — уже «съели» все газоны. И автомобилистам самим некомфортно в таких условиях, им негде парковаться. Поняв это, мировое сообщество начало потихоньку менять генпланы городов, улучшая общественный транспорт, и в частности велосеть. Я тоже выступаю за то, чтобы у автобусов и троллейбусов были отдельные линии, так как по нынешним поправкам велосипедистам можно по ним ездить. Если они появятся, то на каких-то участках необходимость строительства велодорожки может вовсе отпасть.
— Думаю, автомобилистов в Челябинске больше, чем велосипедистов. Не предполагаете, что они будут против?
Бюджет преткновения
— Вы готовы на добровольческих началах разработать весь план велосети и просто так предоставить его на реализацию чиновникам?
Наталья: Да, потому что для самостоятельной реализации проекта нам нужна специальная дорожная аккредитация, так как там много нюансов с городскими коммуникациями, троллейбусными кабелями и освещением. Мы можем только по максимуму проработать все детали, даже показать, какие слои асфальта необходимы для качественного строительства, и передать эту информацию в администрацию. Однако концепция, предложенная нами, понравиться людям, потому что будет удобна. Согласно опросам в настоящее время велодорожка на Чичерина не пользуется спросом.
Большинство челябинцев, в том числе, похоже, и чиновники, хотят проложить велодорожку от места работы до дома. Мы же хотим построить замкнутую велосеть в каждом районе города. Разумеется, проспект Ленина, как одну из самых важных артерий города лучше не трогать. Отличный вариант для велодорожки в Центральном районе Челябинска — это улица Комунны, проходящая через исторический центр города, по которой не ходит общественный транспорт.
— Девочки, ваша велосеть предполагает глобальные изменения в Челябинске, в то время как проект чиновников предусматривал минимальные бюджетные вливания. Думаете, власти возьмутся за это?
Наталья: Подсчетом, сколько конкретно понадобиться денег на реализацию проекта «Дорогу велодорогам», сейчас занимается наш экономист. Эту тему она даже взяла для своей магистерской диссертации. В любом случае, мы хотим мыслить на перспективу. И если что-то делать, то сразу хорошо. Зачем лишний раз тратиться на вещи, которые не будет работать. Челябинск достаточно велосипедный. А результаты нашего опроса говорят о том, что за появление в городе велосипедной сети выступают не только молодёжь, но и люди постарше, а также те, у кого пока ещё нет велосипеда.
— И всё-таки, если власти не найдут средств, вы готовы самостоятельно искать спонсоров?
Наталья: Да, есть прецеденты, когда велодорожки, хоть и небольшие, прокладывали общественные организации, однако это всё же работа чиновников. Например, в небольшом городе Набережные Челны при поддержке мэра была сделана система велодорожек около набережной. А в Самаре власти выдали инициативным ребятам, вроде нас, грант. Нам же пока приходится всё делать в свободное от работы время.
Кристина: Мы ищем всевозможные пути. Так, готовим документы на молодёжный форум «УТРО». Также граны в 300 тысяч рублей на воплощение интересных проектов ежемесячно разыгрывает компания Lipton. Конечно, это не те деньги, на которые могли бы всё построить, но их бы хватило на организацию, например, образцово-показательной велопарковки, коих у нас тоже мало.
Административный барьер
Между тем, челябинские чиновники, ещё не ознакомившись с проектом активистов, заявляют, что строительство новых велодорожек в мегаполисе в настоящее время заморожено из-за недостаточного финансирования.
«В текущем году планы по строительству велодорожек в Челябинске будут скорректированы. От планов, которые били в 2013 и 2014 годах, мы практически отказались. Работы в этом направлении станут носить минимальный характер, — рассказал корреспонденту «АиФ-Челябинск» начальник управления информационной политики городской администрации Владимир Сафонов. — Акцент сделан на ремонте текущего состояния дорожного покрытия, так как вопрос с финансированием пока не решен. Что касается претензий к уже разработанной велосети, то во многих городах велосипедисты также делят дорогу с пешеходами. Кроме того, Челябинск в некоторых местах спроектирован таким образом, что выделить отдельную полосу для велосипедистов технически невозможно. Тем не менее, будет очень интересно взглянуть на проект активистов».