21 мая губернатор Челябинской области Алексей Текслер представил проект завершения строительства метро в Челябинске. Вместо обычной подземки в городе появится метротрамвай – скоростной рельсовый транспорт, который часть пути преодолевает по поверхности, а часть – под землёй. Отвечаем на самые популярные вопросы о метротраме.
Сколько будет линий и где они пройдут?
В представленном проекте запланированы две подземные линии, пересекающиеся под центром города. Предварительно разработаны три маршрута скоростного трамвая:
- Ул. Чичерина – ул. Лизы Чайкиной. Этот маршрут свяжет Северо-запад с Ленинским районом
- ЧМЗ – ТРК «Алмаз». Такой маршрут обеспечит связь Металлургического района с Ленинским
- Медгородок – ЧТЗ. Это будет самый короткий из трёх маршрутов.
Сейчас в относительной готовности находятся две подземные станции – «Комсомольская площадь» и «Торговый центр». Для реализации проекта потребуется построить двойную станцию в районе площади Революции, где будут пересекаться ветки, а также 7,2 км тоннелей и 3,9 км наземных трамвайных путей с разворотными кольцами.
Сколько нужно денег на проект?
Изначально достройку метро оценивался в 100 миллиардов рублей. Однако благодаря включению в проект современных технологических решений стоимость удалось снизить до 46 миллиардов. Эта цифра также пока не окончательная, точная будет известна, когда подготовят проектно-сметную документацию.
Как отметил губернатор Алексей Текслер, для финансирования строительства планируют привлечь бюджетные инфраструктурные кредиты.
Кстати, вариант с полным отказом от метро и ликвидацией уже построенных участков обошёлся бы относительно дешевле – около 10 миллиардов рублей. Однако его уже не рассматривают. По словам главы региона, сейчас всё нацелено на развитие города, а такой шаг привёл бы к обратному эффекту.
Когда запустят метротрамвай?
Слово «метро» у многих челябинцев уже ассоциируется с вечным долгостроем. И не удивительно: строительство началось ещё в 1992 году, и до сих пор не готов даже первый пусковой участок. На этом фоне проект метротрамвая планируют реализовать в рекордные сроки - до конца 2024 года.
«Конечно, итоговые сроки появятся, когда у нас будет уже полностью готова проектно-сметная документация. Но планы достаточно серьёзные, амбициозные», - отметил губернатор.
Под землёй будут ездить обычные трамваи?
И да, и нет. Те, кто был в метро Москвы или Санкт-Петербурга, знают, что на линиях там работают поезда из 6-8 вагонов. В Челябинске, по подсчётам специалистов, нет необходимости в таких больших составах. Поэтому для работы на скоростных линиях закупят около 30 двух- и трёхсекционных трамвайных вагонов Один такой 26-метровый трамвай уже проходил испытания на улицах Челябинска осенью 2019 года. Подходящие модели производят на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Что будет с нынешней трамвайной сетью?
Когда впервые зашла речь о метротрамвае, некоторые челябинцы предположили, что с началом его работы наземные линии в центре демонтируют «за ненадобностью». Однако таких планов нет. Более того, трамвайную сеть в ближайшие два года ждёт масштабная модернизация. Уже в 2021 году будут отремонтированы 5 км путей на улицах Цвиллинга и Первой Пятилетки. На остановках, где пассажиры сейчас выходят из вагона прямо на проезжую часть, появятся платформы. Обновление ждёт и трамвайные переезды: покрытие поднимут вровень с головкой рельса, чтобы транспорт преодолевал пересечения с путями без характерной тряски. Модернизация ждёт тяговые подстанции и трамвайные депо. Кроме того, трамвайные пути планируется обособить бортовым камнем и разметкой это позволит поднять среднюю скорость на участках, где вагонам часто мешают автомобили.
Кстати:
В России метротрамвай существует в Волгограде с 1984 года. А наибольшее распространение такой вид транспорта получил в Германии: метротрамваи есть в Бонне, Ганновере, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте и некоторых других городах.