Что изменили? Новая транспортная стратегия Челябинска прошла корректировку

После корректировке в схеме решили оставить больше автобусных маршрутов. © / АиФ

В Челябинске завершилась разработка транспортной стратегии агломерации. На последнем этапе разработчики внесли корректировки с учётом предложений горожан и специалистов. Представитель автотранспортного факультета ЮУрГУ Кирилл Мячков рассказал АиФ-Челябинск, как изменилась стратегия.

   
   

О предложениях

Всего за неделю заказчик работы – министерство дорожного хозяйства и транспорта области – получил около 300 предложений и замечаний. Разработчики постарались учесть максимум мнений.

«Были даже откровенно шутливые предложения, например, развивать вертолётное перемещение по городу, - говорит Кирилл Мячков. – Такое, конечно, мы не учитывали. Но около сотни предложений позволили нам внести важные корректировки. Например, это коснулось автобуса № 64: мы предложили разделить маршрут, но горожане, которые им постоянно пользуются, выступили против и привели серьёзные аргументы, поэтому мы изменили планы».

Не обошлось и без корректировок по наиболее резонансным вопросам, таким как значительное сокращение троллейбусных маршрутов. Получив несколько подробных писем, разработчики пересмотрели число маршрутов и в итоге решили сохранить часть из того, что предполагалось отменить.

«Думаю, в целом мы ничего не забыли – отмечет Кирилл Мячков. – Нам удалось составить схему так, что даже самые удалённые районы, где раньше практически не было транспорта, будут им обеспечены, это самое главное».

Поступило разработчикам и предложение организовать в Челябинске скоростной автобус – эта система позволяет увеличить скорость и провозную способность транспорта за счёт выделенных полос и особой организации движения. Такая система запущена, например, в Белгороде. Однако Челябинск, по словам Кирилла Мячкова, пока к подобному не готов.

«У нас лишь недавно начали внедрять выделенные полосы (первый и единственный участок на улице Труда – прим. ред.), не все с ними знакомы. Сначала всем – и автомобилистам в том числе – нужно привыкнуть к этому. Мы заложили в стратегии появление выделенок на нескольких загруженных улицах – когда это будет работать, можно будет думать и о введении скоростных автобусов», - говорит специалист.

   
   

О ценах

Когда в Челябинске только зашла речь о транспортной реформе, одной из целей называли возможность для пассажиров экономить на проезде и не платить дважды. Разработчики постарались следовать этой концепции, но вместо единых пересадочных билетов предложили систему тарифных зон и проездных.

«Сейчас проездной на три вида транспорта стоит 2200 рублей в месяц – это много, особенно если вспомнить, что воспользоваться им нельзя в маршрутках, а это значительная часть транспорта, - отмечает Кирилл Мячков. – Разрабатывая новую тарифную сетку, мы хотели сделать так, чтобы пассажиру было выгодно пользоваться именно проездными на длительное время. Благодаря этому повысится востребованность общественного транспорта. Представьте, вы тратите на проездной 1200 рублей в месяц – и ездите сколько угодно, совершая пересадки. Цену разового билета при этом можно поднять, чтобы опять же стимулировать пассажиров приобретать проездные».

О сроках

На новую транспортную схему челябинская агломерация начнёт переходить с января 2022 года, и переход этот будет постепенным, в несколько этапов.

«Мы сознательно отказались от резкого перехода, который может спровоцировать настоящий коллапс, - говорит Кирилл Мячков. – Ведь если 1 января 2022 все маршруты и цены резко изменятся, тяжело будет и перевозчикам, и пассажирам. С другой стороны, и затягивать сильно нельзя, иначе смысл реформы пропадёт. Мы рассчитали, что полностью «на новые рельсы» агломерация встанет в 2023-2024 году. И подготовка уже началась – для Челябинска закупили более сотни новых автобусов, ищут возможности обновить электротранспорт».

О модели

АиФ-Челябинск уже рассказывал о том, как создавалась транспортная стратегия. Если коротко, то разработчики сначала собрали множество данных о потоках пассажиров, а затем на их основе создали цифровую модель. Именно на этой модели проверяли разные варианты, выбирая такое сочетание видов транспорта и характеристик, чтобы повысить среднюю скорость перемещения пассажиров.

Например, при подсчётах выяснилось, что с точки зрения скорости лучше всего делать ставку на автобусы и трамваи, а троллейбусы оставить только на самых загруженных магистральных маршрутах. Этот вариант и отметили в работе как рекомендованный.

Возникает вопрос: насколько верно модель отражает транспортные процессы в агломерации? Не случится ли так, что реальность будет сильно отличаться от того, что получилось на бумаге. По словам Кирилла Мячкова, объём проделанной работы позволяет сказать, что разработчики учли все основные показатели. Конечно, в процессе внедрения стратегии могут проявиться некие шероховатости, однако их вполне возможно устранить с использованием той же модели – подправить параметры и просчитать новые варианты.

Впрочем, обсуждение и дополнение транспортной схемы и других частей стратегии может быть продолжено - на это есть ещё около года.