С приходом эпидемии коронавируса многие южноуральцы лишились работы. Во время режима самоизоляции ходить на работу можно. Но как быть тем, чья деятельность свернулась с введением карантина? Особенно тем, чья работа была связана с массовыми мероприятиями - организаторам концертов, фитнес-тренерам и другим представителям сферы развлечения. Как они сегодня выживают и чем зарабатывают на кусок хлеба?
«Все, кто успел сориентироваться вовремя, ушёл в онлайн вслед за учителями, - констатировала факт челябинский стилист Алсу Ильиных. – Стилисты, которые занимались шопинг-сопровождением клиентов вживую, теперь помогают подбирать вещи в интернет-магазинах, разбирают гардеробы по видеосвязи, раскручивают свои соцсети, чтобы оставаться на волне. Благодаря бесконтактной доставке, можно купить любой товар, не выходя из дома. Мои активные коллеги придумывают различные марафоны, например, «Преобрази свой гардероб за 7 дней» или «Научись шопиться онлайн». Для марафона обычно набирают группы чуть ли не до 50 человек, при этом для самих клиентов участие стоит относительно недорого. Индивидуальные занятия обходятся намного дороже. Конечно, заработки у стилистов сейчас всё равно не как до введения режима всеобщей изоляции. И клиентов не растеряли только те, у кого их было очень много. Привлекать новых нынче непросто».
Массовики-затейники в печали
В больших раздумьях о способе заработка сейчас находятся профессиональные ведущие свадеб, корпоративов и прочих массовых мероприятий.
«Потеряв основной источник дохода, приходится что-то придумывать, - признался известный ведущий, уроженец Челябинска Павел Седов. - Я придумал то, что умею лучше всего. Раньше мне платили деньги за то, что я читал новости, рассказывал истории на мероприятиях. Теперь я занимаюсь детьми, читаю сказки своим дочкам каждый вечер. А благодаря Инстаграму могу читать и другим детям».
Павел запустил аккаунт «Папашины сказки», он платный. Но заплатить надо всего один раз за «вечную» подписку. Новые сказки появляются в аккаунте каждый день. Сказки действительно новые, поэтому не очень известные. Есть даже авторские. Ведущий старается выбирать добрые истории, со смыслом и без жестокости, хотя, как выяснил для себя, в сказках её почему-то очень много
«Я записываю аудиосказки, без видео, чтобы дети не пялились в телефон перед сном, а именно слушали, - говорит он. - Сказки небольшие, в пределах 10 минут, потому что формат IGTV не позволяет больше, да и внимание детей тоже».
Сейчас у Павла 55 подписчиков. Пока аккаунт был бесплатным, их было более 500. Пожалуй, такими темпами на сытую жизнь не заработаешь. Но у Павла с женой есть бизнес - интернет-магазин с доставкой по миру.
За весь апрель – ни копейки!
«Не уверен, что идея с онлайн-сказками принесёт Паше Седову какой-то крупный стабильный доход, хотя вообще сама по себе она классная, - поделился мнением другой профессиональный ведущий из Челябинска Валентин Париев. – Тут нужно нечто более глобальное. Я пока ничего такого не придумал, поэтому впервые за последние 12 лет в этом апреле ничего не заработал, не провёл ни одного мероприятия. К счастью, удалось немного подкопить, этот задел позволит нам с семьёй пережить период пандемии. Я почти уверен, что к лету заболеваемость коронавирусом пойдёт на спад и всё вернётся на круги своя. Лето у меня расписано на 80%. В том числе, есть заказы по школьным выпускным, надеюсь, они не сорвутся. Иначе придётся идти работать в продуктовый магазин, я слышал, там всегда есть вакансии. Шучу, конечно!
Внезапно высвободившуюся бездну времени Валентин старается не терять даром: разбирает накопленные рабочие материалы, приводит в порядок фото- и видеоотчеты, анализирует, как совершенствовать свои старые сценарии и пытается придумать какие-то новые фишки. Перепрофилироваться не собирается.
«Вы только представьте, что будет, когда все выйдут на работу после карантина! – рассуждает он. - Все будут в прострации, не исключены разлады в рабочих командах. Поэтому я сейчас как раз разрабатываю получасовые и часовые программы, игры на сближение коллектива».
Фокусы по видеозвонку
Представители гастрольных агентств, которые до пандемии занимались организацией спектаклей и концертов известных артистов, уверяют, что им сегодня хуже некуда. И действительно: с концертами сейчас глухо, все перенесенные на июнь представления уже переносят на осень.
«Наш бизнес свернулся практически за один день, - поделилась руководитель агентства полного цикла «BRIGHTEN» Екатерина Векслер. – Нужно было срочно переориентироваться, чтобы не остаться без средств к существованию. В прошлом месяце прошла онлайн-обучение и теперь работаю в сетевом интернет-магазине. Благодаря сетевому маркетингу, имею неплохой заработок. Когда возобновятся концерты, продолжу заниматься двумя бизнесами, одно другому не мешает».
Многие известные артисты сегодня дают домашние концерты в режиме онлайн. Но такие выступления полностью нацелены на пиар, саморекламу, доходов они не приносят.
«Онлайн-шоу – это, конечно, лютая порнография! - со смехом признался известный уральский фокусник Александр Плотников. – Мне такой формат не совсем по душе. Это больше некий костыль для поддержания духа, нежели средство заработать. Ведь стоит такое представление для меня в разы меньше, чем в полноценном зрительном зале. К тому же, работая с живыми людьми, получаешь живые эмоции. Онлайн-выступления вообще не альтернатива реальным выступлениям. Точно также как кинематограф не альтернатива театру».
Он сетует на то, что график работы в новом формате весьма ненасыщенный, заказов - единицы. Зато остаётся время для репетиций новых трюков и для общения с сыновьями.
Последний раз выступал для одного именинника. Видеопоздравление длилось около получаса.
«Созваниваемся в Skype или в Zoom, - рассказал иллюзионист о технической стороне выступлений. - Я сижу за столиком, у меня под руками карты, монеты, верёвки, мы общаемся. Кстати, не все фокусы можно показать на камеру, надо выбирать те, которые будут хорошо смотреться. Неплохо вписываются в онлайн-шоу интерактивные фокусы, которые идут на стороне зрителей, когда они задумывают какие-то числа, карты, ещё что-то».
Александр выразил надежду, что к лету ситуация стабилизируется, и не скрывает, что при наличии заказов на живое выступление, он едет и отрабатывает. Выступает без маски, потому что считает масштабы пандемии искусственно раздутыми.
Тренировка перед камерой
Консультант по правильному питанию Ирина Симбирцева придумала разрабатывать для желающих программы похудения. Естественно, с клиентами теперь работает тоже благодаря сотовой связи и интернету.
«В ходе телефонного опроса я выясняю суточную потребность человека в еде и лимиты, - объяснила она. - Потом разрабатываю чёткий план питания в соответствии с распорядком его дня. Меню без изысков, очень доступное. Также рассчитываю норму потребления чистой воды. Каждый приём пищи и питьевой режим клиента тщательно контролирую».
План может быть разработан на день, неделю или месяц. Плюс физкультура. Каждое подобранное упражнение Ирина демонстрирует на видео и подробно описывает, как и сколько раз его выполнять.
Многие фитнес-тренеры сегодня ведут тренировки из дома в режиме онлайн с помощью приложения Zoom. Уверяют, что нынче к занятиям присоединились новички.
«В среднем в каждой моей онлайн-тренировке участвуют 7-8 человек, это не так уж плохо, но это треть от обычной группы, которая приходила заниматься в зал, - рассказала фитнес-тренер Екатерина Колотова. - Одна тренировка длится 60 минут и стоит 100 рублей, в студии абонемент на 12 занятий стоил порядка 2 тыс.рублей. У нас тоже есть марафоны для желающих похудеть. Сейчас под моим руководством худеют шесть девочек. Через месяц должны быть заметны первые результаты».
Нередко клиентки срываются, и это, по словам Екатерины, вполне нормально. Реально контролировать получается только тех, кто искренне заинтересован в снижении веса. Такие добросовестно шлют отчёты – фото, видео, измеряют объёмы. Некоторые звонят, чувствуя, что вот-вот сорвутся. Приходится мотивировать по телефону или по интернету. «До карантина мы тоже такое практиковали, но теперь интерес к подобным программам даже усилился, - отметила тренер. - Видимо, люди боятся разъесться и запустить себя, сидя дома. Кто-то руководствуется желанием использовать период изоляции с максимальной пользой».
Самоизоляция с удобствами
Самая креативная идея по выживанию в период пандемии принадлежит представителям гостиничного бизнеса. По стопам московских и питерских коллег опустевшие челябинские отели начали предлагать самоизоляцию в номерах. Само собой, стараются создать максимально комфортные условия. Например, номера оснастили ноутбуками и высокоскоростным интернетом, чтобы постояльцы могли работать удалённо, в том числе по видеосвязи. Номера тщательно дезинфицируют, все услуги оказываются по телефону, доставка еды в номер «бесконтактная», её оставляют под дверью.
«Мы предлагаем своим постояльцам дисконтный тариф - сутки проживания с завтраком стоят 1300 рублей, - рассказала генеральный менеджер отеля «Виктория» Лилия Козицына. – Гость по телефону сообщает, когда ему принести еду и какую. Он также может уточнить, нет ли скопления людей в лобби отеля, если хочет спуститься. Можно забронировать индивидуальное посещение тренажерного зала».
Услуга «самоизоляция в отеле» работает при одном условии: прожить в номере нужно не менее двух недель - столько составляет срок домашнего карантина.