Многострадальный участок набережной Миасса от улицы Кирова до улицы Пушкина в Челябинске вызвал массу вопросов. Почему его так долго реконструируют? Когда набережная будет готова? Почему меняли сначала проектировщика, а потом и подрядчика?
Эти и другие вопросы мы задали заместителю председателя комитета дорожного хозяйства Челябинска Александру Барыкину и получили на них ответы.
От картинок к реальности
– То, что реализация этого проекта будет непростой, стало понятно с первого же этапа. Конкурс выиграла казанская фирма «Проинжиниринг», но в итоге проект делала наша компания «Уралдорпроект». Почему?
Александр Барыкин: Изначально на конкурс было предоставлено два проекта. Две красивые картинки подготовили «Проинжиниринг» и «Уралдорпроект», они мало чем отличались друг от друга. По торгам выиграла компания «Проинжиниринг» и приступила к работе. А «Уралдорпроект», не оставив эту затею, начал разрабатывать свой вариант. По условиям контракта к маю 2019 года комитет дорожного хозяйства должен был получить готовый продукт, прошедший государственную экспертизу. Но проектировщики так ничего и не сделали, кроме красивых картинок: инженерные узлы не были проработаны, смету не подсчитали, геологию не исследовали. То, что они в итоге подготовили, – просто архитектурный проект, но не проект строительства. А «Уралдорпроект» между тем прошёл со своим вариантом благоустройства набережной госэкспертизу в июле 2019 года, поэтому мы и взяли их проект. В октябре мы разорвали контракт с «Проинжинирингом» и начали претензионную работу. В ноябре 2019-го было принято решение отторговать строительно-монтажные работы со сроком исполнения контракта 31 декабря 2020 года.
– То есть сейчас мы бы могли уже гулять по готовой набережной. Но ни она, ни Сквер искусств на месте бывшего трамвайного депо не благоустроены. Почему?
– Причин несколько. Первая – не до конца исследованная геология участка. Слой плывучего грунта оказался толще, чем предполагалось, а скала (несущий грунт) ниже первоначальных расчётов. В марте 2020 года было проведено вторичное исследование геологии, более подробное, чем первое. После того как всё это запроектировали, была пройдена повторная экспертиза. Стоимость проекта увеличилась, и сроки сдвинулись.
– Почему нельзя было просчитать это сразу?
– Не позволяла застройка. Буровая установка подвозится на трёхосной станции «Урал». А за береговой линией – военная база, Торговый центр, подстанция. Исследования были сделаны там, где было возможно. Но геология – вещь непредсказуемая, на каждом метре рельеф может меняться.
Кстати, причиной сдвига сроков сдачи стала ведь не только геология. Не были вовремя подготовлены тепломагистраль и очистные сооружения. Есть и такой фактор, как культурный слой. При проектировании мы знали про одну историческую подпорную стенку. Но когда работы были начаты, обнаружилась и другая. По закону мы не могли продолжать эти работы, пока не исследуют все исторические объекты.
– В интернет были слиты акты приёма работ, из которых следовало, что с набережной было вывезено 40 000 тонн строительного мусора. Что это такое?
– Это не строительный мусор, а ил. Наносной грунт, непригодный для строительства. Что обычно происходит с левым берегом реки в северном полушарии? Благодаря силам Кориолиса он всё время сдвигается вправо. На месте сдвига образуется ил. Подрядчик выбрал наносной грунт на глубину 6 метров. Разговоры по чистке Миасса от ила ведутся очень давно, но по факту убирается только ряска. Для реки снятие ила – это во благо, потому что русло необходимо чистить. Мы убрали ил, поставили подпорную стенку, не навредив акватории. На полигоне в Полетаево ил будет применён как слой, закрывающий твёрдые коммунальные отходы. Вывозили его ночью, чтобы не мешать движению. Эта работа не видна, но она самая важная. Теперь можно сказать: все факторы, тормозящие благоустройство, устранены.
– Вы сменили подрядчика по благоустройству с «Урал Сервис Групп» на «Строймеханизацию». Если на задержку повлияли объективные факторы, то зачем было менять?
– К «Урал Сервис Групп» у нас тоже есть замечания, поэтому претензионная работа с ними велась. Компания оштрафована на 2,5 млн рублей.
Подарок ко Дню города
– Когда горожанам ожидать готовую благоустроенную набережную и Сквер искусств?
– На прошлой неделе у нас прошло первое установочное совещание с новым подрядчиком – компанией «Строймеханизация», выигравшей торги. В ней работают опытные специалисты, за плечами которых благоустройство многих челябинских улиц и скверов. Поэтому не думаю, что при работе с ними будут неприятные сюрпризы. Срок сдачи работ – 31 августа 2021 года. А торжественное открытие набережной мы планируем сделать ко Дню города.
– Несколько слов о том, как будет выглядеть этот участок. Набережная напротив исторического музея вызвала немало вопросов. В первую очередь из-за отсутствующего доступа к воде.
– Мне странно слышать разговоры об этом. Высокая подпорная стена там была построена задолго до реконструкции! Новый парапет стал лишь завершающим элементом к ней. А вот на участке от улицы Кирова до Пушкина такой подпорной стены нет. И там доступ к воде будет реализован в полной мере. Будет трубчатое стеклянное ограждение, спуск к воде. Можно руки помыть, можно искупаться. Рядом широкая прогулочная зона с велодорожкой, лавочки-качели. Не сомневаюсь, что мы сможем сделать ещё одну точку притяжения для горожан. От них требуется лишь бережно к ней относиться.