Прелюдия к испытаниям. Историки рассказали о жизни челябинцев в 1917 году

На выставке в Центре историко-культурного наследия представлен арт-объект: фронтовой окоп с пулеметои и винтовками времен Гражданской войны. © / Инна Панкова / АиФ

27 октября в челябинском Центре историко-культурного наследия состоялась межрегиональная научная конференция, посвящённая 100-летию революционных событий в России.

   
   

Тематический акцент докладов конференции был сделан на изучении событий, происходивших в уральских городах 100 лет назад.

Научные сотрудники Центра вели подготовку к этому мероприятию с февраля текущего года. Надо сказать, что коллеги из других городов охотно откликнулись на приглашение принять участие в конференции. В Челябинск приехали историки и музейные работники из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Москвы и других городов.

В зеркале повседневности

Конференция прошла в залах центра – там, где сейчас разместилась выставка «На пути в светлое будущее: ХХ век. Советский Союз. Челябинск», приуроченная к 100-летию революции. «Участники конференции сидели под транспарантом «Слава Великому Октябрю!», – рассказывает директор Центра Юлия Краснова.

По словам Юлии Красновой, прозвучавшие доклады отражают современные направления исторической науки. Во-первых, это изучение региональной или, другими словами, провинциальной истории, во-вторых, это интерес к повседневной жизни обычных людей в конкретный временной период.

«В этом году было бы нелогично пройти мимо событий 1917 года, – говорит Юлия Краснова.  – Октябрьская революция до сих пор не получила однозначной оценки в российском обществе. Отношение к тем событиям колеблется от полного неприятия до тотального восхваления. Мы поставили перед собой задачу – не выносить какие-то оценки, а посмотреть, как развивались события именно в провинциальных городах».

Также Центром историко-культурного наследия был издан научный сборник «Провинциальный город в событиях 1917 года: новые подходы, исследовательские проблемы, открытия», в который вошли статьи участников конференции.

   
   
Научная конференция прошла в залах выставки, посвященной 100-летию революции. Фото: АиФ/ Инна Панкова

Стоит отметить, что раньше в советской историографии революционные события рассматривались в одном плане – это приход большевиков к власти. Причем, акцент делался на событиях в Москве и Петербурге.

«Теперь мы понимаем, что 1917 год – это не только приход большевиков к власти, но и множество других разнонаправленных событий, которые происходили не только в столицах, – говорит Юлия Краснова. – Коротко говоря, революция – революцией, а жизнь никто не отменял».

Хлеб по карточкам

Как отмечали авторы докладов, в 1917 году повседневная жизнь жителей уральских городов, в условиях инфляции и нехватки продуктов, была совсем непростой. Городские власти должны были обеспечить снабжение людей продовольствием, безопасность на улицах, нормальную работу школ и госпиталей и т.д. А как дела обстояли в Челябинске – с февраля по октябрь 1917-го?

Ответ есть в статье кандидата исторических наук, доцента Финансового университета при правительстве РФ (Челябинский филиал) Игоря Ковшова «Провинциальный город между двух революций».

Как отмечается в публикации, при Челябинской городской управе еще в 1915 году была создана Нормировочная комиссия по борьбе с дороговизной, а в 1916 году – Челябинский продовольственный комитет. Комитет осуществлял продажу населению продовольственных товаров по карточкам по установленным твердым ценам, которые, тем не менее, периодически повышались.

Особенно острым был дефицит табака и сахара: «Норма выдачи сахара составляла всего полтора фунта на человека в месяц, что было крайне недостаточно и приводило к различным эксцессам в дни установленных продаж».

«С мая 1917-го вводилась карточная система на отпуск чая, с сентября стала продаваться по карточкам любая мука, даже 3-го сорта, а к октябрю начали продавать по карточкам печеный хлеб», – отмечает Игорь Ковшов.

Кроме того, цены на основные товары в течение 1917 года стремительно росли. К примеру, стоимость простой пшеничной муки в начале года составляла 3 руб. 40 копеек за пуд, а к октябрю она выросла до 7 руб. 80 копеек. Мука высшего сорта совсем исчезла из продажи.

Тем не менее, город жил, работали магазины, кинотеатры, избы-читальни, учебные заведения… В апреле 1917-го открыли новую городскую электростанцию. «В непростых условиях продолжалась повседневная жизнь южноуральцев, обострявшаяся с каждым днем в экономической, политической и социальной сферах, – пишет Игорь Ковшов. – Однако никто не мог предположить, что это только прелюдия к жестоким испытаниям периода Гражданской войны, который был не за горами».