Если анализировать данные Челябинскстата за 2000-2016 годы, то налицо факт: сколько убывает, примерно столько же и прибывает. К примеру, в прошлом году Южный Урал покинули около 99 тыс. человек, но им на смену приехали другие 96 тыс. В основном едут к нам из других городов России. Кто-то к родственникам, кто-то в поисках лучшей работы, причины у всех свои. Кроме того, можно говорить и о всплеске международной миграции. Он наблюдается с 2015 года. Тогда к нам прибыло более 10 тыс. граждан, в 2016 – почти 12 тыс. Подобное наблюдалось лишь в 2000 году, когда к нам прибыло также порядка 12 тыс. граждан за год.
«Здесь есть чем дышать!»
Если говорить о национальности прибывающих, то едут в основном из стран СНГ – Армении, Азербайджана, Узбекистана. Ещё больше едут из Таджикистана и Украины. И абсолютный лидер, конечно, Казахстан, дающий нам всё больший и больший прирост: 1999 новых жителей в 2012 году, 3213 – в 2014 и 5473 – в 2016. Из стран дальнего зарубежья едут в гораздо меньшем количестве, даже можно сказать в штучном экземпляре. К примеру, за 2016 год в область прибыл один поляк, пара чехов, пять эстонцев, восемь латышей и т.п. Приехали также 114 китайцев и 117 человек из Германии.
Чего же ищут иностранцы на Южном Урале? Неужто лучшей доли?
- Здесь промышленный центр России, - объяснил руководитель узбекской диаспоры в Челябинской области Мамуржан Кадиров. – По данным переписи 2010 года, в регионе проживали почти 6 тыс. узбеков, все с российским гражданством. За последние годы нашего полку ещё прибыло (4012 человек с 2011 года – по данным Челябинскстата). В первую очередь это строители и работники общепита. Кроме того, среди нас есть учителя, врачи и сотрудники правоохранительных органов. Да, к сожалению, в последние годы стройка загибается. Иностранцам запретили водить маршрутные такси. Но есть вакансии в других сферах. Конечно, очень тяжело получить разрешение на временное проживание. Приезжающим из того же Казахстана его получить почему-то намного легче, чем нам. Есть трудности с жильём: если его нет, не дают разрешение. Но это несправедливо: ведь даже не каждый россиянин имеет собственное жильё в своей же стране! Мы понимаем, что область пытается дать работу в первую очередь местным жителям, но мы тоже хотим работать честно и не ищем лёгкого хлеба.
Жена Кадирова работает в центре Челябинска в небольшом кафе с восточной кухней. Сама готовит, сама обслуживает клиентов. Сам Кадиров держит бизнес: из Челябинска в Узбекистан отправляет металл, бумагу и транспортёрные ленты, а сюда привозит овощи, фрукты, сухофрукты.
- Нам Челябинск нравится, - заявил Кадиров. - Про экологию нагнали ужасов в прессе. Мы ездили по России, здесь воздух ничем не хуже, чем в других городах страны. И сами жители здесь очень доброжелательные, отзывчивые. В отличие, например, от москвичей или питерцев. Лично я проживаю здесь уже почти четверть века. Мысли вернуться на родину раньше периодически возникали, но жаль было бизнес бросать.
Могут себе позволить
Южноуральцы всё чаще стали замечать в своём окружении лиц неславянских национальностей.
- Весной мы купили квартиру в одном из новых микрорайонов в Сосновском районе, - рассказывает читательница «АиФ» Мария Гонцова. – Поехали прописываться в паспортном столе, отстояли очередь в три часа. Все, кто был перед нами, все точно не русские и по их разговорам было понятно, что все они оформляли разрешение на временное проживание. Отдали ребёнка в новый садик, а там полгруппы детей с именами, которые и не выговоришь – Айнур, Манурбек, Пахлавон, Луцине, Феруза…
То, что Челябинская область наполняется приезжими, подтверждают и риэлторы.
- К нам через день обращаются мигранты с просьбой помочь с арендой жилья, - рассказали в одном из челябинских агентств. – Ведь владельцы квартир далеко не всегда готовы сдать их «не славянам».
- Очень многие переезжают в областной центр из Коркино, Троицка, Сатки, - поделилась имеющейся информацией замуправляющего АН «Риэлстройком» Анна Шипина. - Едут из Казахстана, есть переселенцы из Крыма. Что интересно, жители Сатки и Казахстана могут себе позволить объекты подороже, в то время как большая часть переезжающих из области предпочитают для начала взять ипотеку на обычную маленькую студию.
- Это у нас цены на жильё заоблачные, а они там у себя на те же деньги могут пол-аула купить! - шутит директор Центрального рынка в Челябинске Максим Дворецков. – У нас рынок многонациональный – есть и выходцы из Армении, и из Азербайджана, и из Узбекистана, и из Таджикистана. Очень многие приезжают работать семьями.
- Нет таких, кто бы приехал работать в Челябинск и не столкнулся ни с какими трудностями, - констатировал факт руководитель таджикской диаспоры в Челябинске Исламудин Раджабов. - Но у нас, у таджиков, есть способность жить и работать на честное слово, не обманывать никого. Мы мусульмане. Как сказано в Коране, так и надо. Если таджик выполняет все законы, сохраняет традицию и культуру, то он настолько правильный в жизни, что нигде не пропадёт. На сегодня законы в России настолько упрощены, что была бы в человеке совесть – и никаких проблем не возникнет. Захотел поработать у физического лица – пакет документов можно оформить. Не слишком быстро, но можно. Если нужна работа где-то в другом месте, то надо получать разрешение на работу – это тоже возможно. Главное – захотеть.
Комментарий
Сергей Головихин, декан факультета управления ЧелГУ
Особый взгляд
Василий Колесников, блогер
Все кричат, что уезжают из Челябинска из-за экологии целыми семьями. Но почему-то в этом самом Челябинске открыли самую большую школу в УрФО (больше только в Москве) и она переполнена. Когда я написал об этом пост в Facebook, его прокомментировал один человек, переехавший из деревни Курганской области в Геленджик. При этом он, как выяснилось, «понаехал» в Челябинск, воспользовался нашим городом как перевалочным пунктом, заработал тут денег на квартиру, «поюзал» социальную инфраструктуру города, его дети занимали место в детских садах и школах, он брал тут больничные и ходил к врачам, ездил на транспорте, а потом двинул дальше в Геленджик. А теперь всем рассказывает, что Челябинск маргинализируется. И называет город, кормивший его десять лет, городом рабов.