Плачут берёзы. После обрезки «по-челябински» деревья могут погибнуть

Берёза с удалённой кроной во дворе по улице Смирных в Челябинске. © / АиФ

Они резво спиливают у деревьев все ветки, оставляя голые стволы. Почему-то чиновники называют это «глубокой омолаживающей обрезкой».

   
   

Работники пилы и топора

А ученые-биологи считают такую процедуру варварской и утверждают, что после этого деревья полноценно не восстанавливаются и вообще могут погибнуть. «Эффект после такой обрезки очень кратковременный, – говорит директор Ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер. – Сначала происходит пробуждение спящих почек и появление так называемых волчковых побегов, но потом дерево все равно обречено: раны, которые ему нанесены, никогда не затягиваются».

Кстати, «работники пилы и топора» не очень-то щадят деревья и часто в процессе обрезки сдирают куски коры. А это создает дополнительные риски, делает растение уязвимым для вредителей. Чиновники в оправдание «глубокой обрезки» всегда вспоминают о тополях: говорят, что с них летит пух, у многих на пух аллергия. Чем меньше крона у тополя – тем меньше пуха. О том, что именно тополь в загрязненном воздухе поглощает большое количество пыли и очищает воздух, защитники обрезки не вспоминают

Надо сказать, что ни учёным, ни обычным горожанам до сих пор непонятно, кто, с какими полномочиями и по каким правилам из года в год проводит обрезку. Ранее эти функции были возложены на МУП «Горзеленстрой», но его ликвидировали в 2005 году.  Деревья и цветы стали высаживать подрядчики, с которыми районные администрации заключают договоры. Депутат Госдумы Андрей Барышев считает, что МУП «Горзеленстрой» надо возродить.

«Один подрядчик пришёл - что-то отпилил, за ним - другой что-то посадил, – говорит он. – Кто-то должен все это обслуживать. Нам необходимо, чтобы у всего этого был один хозяин, чтобы было постоянное муниципальное задание. Восстановление травяного покрова и деревьев - это системная ежедневная работа».

Берёзу лучше не трогать!

По словам начальника управления экологического просвещения областного министерства экологии Виталия Безрукова, в настоящее время Общественный совет при минэкологии разрабатывает методические рекомендации, как правильно проводить обрезку без вреда для деревьев. «Там перечислены нормативные акты и огромный накопленный опыт. Эти методички нужно будет внедрить в районные администрации и проследить, чтобы они грамотно составляли технические задания на обрезку», – говорит Виталий Безруков.

А сейчас под топор попадают даже те деревья, которым «глубокая обрезка» противопоказана, – например, берёзы. В прошлом и в этом году в разных районах Челябинска проводилась обрезка берёз весной, в период активного сокодвижения, а этого делать категорически нельзя.

   
   

Жители Челябинска неоднократно писали об этом в соцсетях, размещали фотографии повреждённых деревьев. «Так в Челябинске уничтожают деревья. Это называется обрезка. Даже земля мокрая от сока берёзы. Руки бы пообрывать тому, кто это сделал. Это улица Смирных», – написала жительница Челябинска Надежда Верт. «На Воровского, 15а в прошлом году обрезали берёзы! Вакханалия какая-то!» – возмущается Наталия Саутнер.

Как утверждают биологи, берёзы не подлежат никакой обрезке. «Берёзу лучше вообще не трогать, – говорит Вера Меркер. – Особенность этого дерева в том, что оно не даёт замещающих стволов. Например, если у других деревьев при обрезании верхней почки ствол может развиться из соседнего побега, то у березы такого не происходит. И обрезание веток берёза также не переносит, ветки у нее не восстанавливаются. Тем более нельзя пилить берёзу во время сокодвижения: дерево в этом случае истекает соком, начинает сохнуть».

К сожалению, пока мы имеем множество исполнителей-подрядчиков с размытой зоной ответственности, и они рубят и пилят наш зелёный запас, не советуясь ни с биологами, ни с экологами.

Официально

«Законодательством Российской Федерации не предусмотрено участие экспертов-биологов в принятии решений о необходимости глубокой омолаживающей обрезки деревьев. Кроме того, деятельность по содержанию зеленых насаждений, в том числе по обрезке деревьев, не подлежит лицензированию и сертификации. Омолаживающая обрезка деревьев на территории Челябинска производится в случаях крайней необходимости, в целях устранения угрозы жизни и здоровью жителей города.

Необходимость омолаживающей обрезки определяется исходя из фактического состояния дерева (учитывается возраст дерева, наличие аварийно­опасных ветвей или аварийного уклона и другие признаки, указывающие на возможное возникновение угрозы жизни и здоровью граждан). Исполнение условий техзадания контролирует заказчик работ на обрезку деревьев», – сообщила начальник Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска Алёна Юшкова.

Как пояснили в Управлении, согласно Правилам благоустройства территории города Челябинска, утверждёнными решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015, техническое задание на омолаживающую обрезку деревьев составляется заказчиками работ - юридическими и физическими лицами, за которыми Правилами закреплена обязанность по содержанию этих зелёных насаждений, и администрациями внутригородских районов. В соответствии со ст. 260 Уголовного кодекса РФ, исполнитель работ по обрезке деревьев несет ответственность за причинение повреждений, повлекших прекращение роста зелёных насаждений. Ответственность за повреждения деревьев, не повлекшие прекращение их роста, законодательством не предусмотрена.

Смотрите также: