Пикник на Северном полюсе. Как проходит путешествие на ледоколе

Галина Эсман и её ученик попали на Северный полюс благодаря победе в образовательном проекте. © / Из личного архива Галины Эсман

Недавно с Северного полюса вернулись южноуральские школьники, участники экспедиции для талантливых детей «Ледокол знаний». Для учащихся и их педагогов это уже не первый такой поход.

   
   

В одной из подобных экспедиций приняла участие преподаватель из Челябинска, кандидат педагогических наук Галина Эсман. Её «Атомный урок» был признан одним из лучших – она знает, как рассказывать о физике действительно интересно. Вместе с ребятами педагог побывала на «птичьем базаре», посетила пикник на Северном полюсе и наблюдала за крушением айсбергов.

Как в «Снежной королеве»

Эльдар Газатуллин, chel.aif.ru: Как начинается путь к Северному полюсу?

Галина Эсман: Все встречаются в Мурманске, где мы 2-3 дня жили в гостинице, сдавали анализы, ждали результатов. Каждый в отдельном номере, связь только через Интернет и телефон. Каждый должен быть здоров, ведь на Северном полюсе можно оказать только экстренную помощь. Далее на ледокол. Но считается, что ледокол не плывёт, а ходит. И идёт он на полюс пять дней, столько же занимает обратная дорога. Мы побывали на островах Франца-Иосифа, где находятся «птичьи базары». Это не прямой маршрут, его специально сделали извилистым, чтобы показать нам наиболее интересные места.

Надо сказать, что Северный полюс совсем не пустынный – там достаточно жителей. Это и птицы, и белые медведи, моржи, тюлени.

- Эта территория сплошь покрыта льдом или есть участки с водой?

- Конечно, сам полюс – это сплошь ледовые поля. Льдины разного размера. Мы для высадки выбрали, очевидно, самую прочную. В составе экспедиции, кстати, был гляциолог из МГУ – специалист, занимающийся льдом. Она нам много интересного рассказывала об айсбергах.

   
   

Очень красивое действо, когда айсберги ломаются, падают. Почему-то какое-то ощущение сказки – как будто видишь кадры из детских мультфильмов – например, из «Снежной королевы». Лёд, кстати, вовсе не белый – у него множество оттенков.

- Насколько там было холодно?

- Не очень холодно – как у нас ранняя осень. Мы отправились в экспедицию летом, и поэтому часть пути прошла по воде. Необычно было то, что в это время в тех широтах полярный день.

Всем нам написали, что обязательно надо взять с собой зимнюю обувь, одежду и так далее. Словом, выражение «Собрался как на Северный плюс» - это про нас. Но на самом деле это не пригодилось. Большую часть одежды нам выдал «Росатом», организатор экспедиции. И детям, и взрослым раздали шапки, перчатки, всё необходимое.

С погодой нам повезло. Когда мы высадились на полюсе, пошёл очень красивый, пушистый снег. Есть у Эдварда Грига произведение «Зимнее величие» – эта музыка звучала у меня в голове, когда я гуляла по льдине.

Путь на ледоколе до полюса занимает пять дней. Фото: Из личного архива Галины Эсман

«Внимание, белые медведи!»

- Какие были бытовые условия? Всё-таки это ведь не пассажирский корабль.

- Мы жили по два человека в каюте, где было всё необходимое – душ, туалет, шкафчики, мягкая мебель. На окнах везде плотные шторы из-за полярного дня.

Я рада, что для детей создают такие условия. Кто из них смог бы сам отправиться на Северный полюс? Да и взрослые тоже – такое путешествие стоит 2,5 млн рублей.

- Опишите обычный день на ледоколе.

- Утро начиналось с того, что по радио объявляли о подъёме, координатах, где сейчас находится корабль. Потом дети выходили на зарядку, которая проходила на свежем воздухе – на вертолётной площадке. Потом завтрак и общий сбор, мотивация на день. Шли занятия по секциям, обед. Затем ещё занятия, встречи с интересными людьми. А вечерами развлекательные мероприятия, дискотеки. Всё очень похоже на расписание в детском лагере.

Но любое занятие могло прерваться. Скажем, объявляли: «Внимание! По правому борту белые медведи!». И все выходили на палубу с биноклями, которыми нас тоже обеспечивали. Один раз увидели сравнительно небольшую льдину, на которой было много моржей. Дети тотчас назвали её «моржрутка».

- А как отметили собственно прибытие на полюс?

- Устроили пикник-барбекю прямо на палубе. Готовили на огне шашлыки, котлеты, рыбу, даже яблоки запекали с разной начинкой.

А знаете, почему обед устроили на палубе? Был курьёзный случай, который произошёл во время одной из прошлых экспедиций. Пикник тогда устроили прямо на льдине. Вроде вокруг безмолвная снежная пустыня. Но ароматные запахи тотчас привлекли белых медведей. В результате никому не разрешили спуститься вниз, а пообедали уже на борту.

- Само плавание не доставило дискомфорта?

- В пути никого не укачивало. Но когда корабль шёл через льды, была ощутимая тряска. Ведь ледокол как бы наваливается на льдину и проламывает её своим весом.

- Узнали про какие-то приметы – может на таком необычном корабле, как ледокол, они свои?

- Оказывается, чтобы стать настоящим полярником, надо окунуться в прорубь на полюсе. Нам сделали такую прорубь, каждому страховочные пояса. Температура воздуха при этом была минус четыре градуса - теплее, чем в Крещение на Южном Урале. Детям, конечно, окунаться не разрешили. А я, может, конечно, человек и импульсивный, но не рискнула.

Но до сих пор сожалею, что не сходила на экскурсию «послушать тишину». Вместе с экскурсоводом, сотрудником особо охраняемой территории «Русская Арктика», можно было уйти достаточно далеко от корабля и насладиться тишиной – 10-20 децибел, что в обычной жизни услышать невозможно.

- С детьми трудно иной раз справиться и в школе. А каково было вам их контролировать на корабле?

- У нас был замечательный отряд, но дети есть дети. Они были очень шустрые и бойкие. Если что-то происходило, мы с коллегой из Новосибирска точно знали – это наши! Но дети успевали не только пошалить, но и побеждать в различных конкурсах, которые проводили на борту.

Ребята очень умные и смекалистые. Например, есть правило – бегать по палубам категорически запрещено. И всегда при выходе должна быть специально обувь – хорошо застегивающаяся. Но дети поняли – если по палубам бегать нельзя, то в правилах ничего не говорится про лестницы! И прямо об этом сказали, когда их уличили.

- Никто не пытался изобразить сцену из фильма «Титаник»?

- Были специальные места, где можно и просто постоять, и позировать. Там ведь несколько палуб – высотой с 5-этажный дом.

- О чём был ваш «Атомный урок»?

- Он назывался «О борьбе за урожай» - я говорила с детьми об облучённых продуктах питания. Продукты облучают при транспортировке, также для того, чтобы убивать болезнетворные бактерии, для стерилизации. Кстати, у нас в Челябинской области есть специальное оборудование для облучения не только продуктов, но и стерилизации медицинских инструментов. Урок был в виде дебатов. В итоге наш урок признали лучшим – поехала я и лучший ученик.

- Трудно ли увлечь детей физикой?

- Любой наукой можно увлечь. И ведь атомной энергетикой наша страна действительно может гордиться. Нет ни одного ребёнка, который без эмоций слушал, что на территории именно нашей области создавался ядерный щит, трудились замечательные учёные. Поэтому возникает интерес к предмету. Несколько моих выпускников уже учатся в МИФИ.