В бархатный сезон южноуральцы присматриваются не только к загранице и Сочи, но и к родным базам отдыха. Тем не менее развитие внутреннего туризма оставляет желать лучшего. Что же нам мешает? И был ли внутренний туризм в регионе во времена СССР? Об этом «АиФ–Челябинск» поговорил с гостем редакции Зинаидой Дувановой, которую по праву можно назвать одним из старейших экскурсоводов Южного Урала. Туризму она посвятила более 30 лет. Зинаида Фёдоровна является также разработчиком и первым руководителем проекта министерства культуры Челябинской области «Школа экскурсоводов».
Экскурсия в самолёт
Эльдар Гизатуллин, «АиФЧелябинск»: О развитии внутреннего туризма на Южном Урале заговорили относительно недавно, когда о необходимосит развивать это направление заявил президент страны Владимир Путин. А был ли такой туризм у нас в регионе в советские годы?
Зинаида Дуванова: Конечно, был! У нас действовало Челябинское бюро путешествий и экскурсий, где я и работала. В больших и средних городах были такие бюро. Мы постоянно принимали приезжих из других регионов. Можно было воспользоваться маршрутом выходного дня – мы отправляли группы в Екатеринбург, Курган, Кустанай, другие города и принимали такие же группы от соседей. Причём эти поездки были или вообще бесплатными, или всего за 30% их стоимости – остальное покрывали профкомы.
– Я помню экскурсии того времени – тогда преобладала революционная тематика. Были ли у вас идеи, которые в советское время не одобрили, и реализовать их получилось лишь позднее?
– Не сказала бы, что среди тематики была одна лишь пропаганда. У нас были экскурсии «Челябинск литературный», «Челябинск архитектурный» и т. д. Но одну из идей, которую не удалось реализовать Челябинскому бюро путешествий и экскурсий, мне посчастливилось осуществить уже в новое время.
Речь идёт об экскурсии в аэропорт Баландино. В 1990–е годы я организовала собственную турфирму и возила группы в аэропорт. Можно было посетить кабину пилота, узнать, как управлять самолётом, принять угощение из рук стюардессы, пройти в диспетчерскую, службу охраны. Экскурсия была очень популярной, на неё за полгода записывались. Сейчас такие экскурсии проводит уже сам аэропорт, но довольно редко.
Кроме того, я хотела организовать поездки на аэродром Упрун, что под Южноуральском, где принимают космонавтов. Почти все детали согласовали, но в последний момент договориться не получилось. Зато мне удалось одной из первых заняться туризмом, который сейчас называют экологическим, или аграрным. Мы возили группы в фермерское хозяйство Реутова в Увельский район, где были и бизон, и лама, и верблюды. Одного из верблюдов фермер подарил губернатору Петру Сумину, а тот отдал его в зоопарк.
Загородить мусор плащом
– Когда было проще работать в туризме – раньше, в советское время, с его жёсткими правилами, или при свободном рынке?
– Однозначно сказать нельзя. К плюсам сегодняшнего времени можно отнести конкуренцию, а к минусам – то, что сейчас нет системы подготовки и переподготовки кадров. Иногда встречаешь группу с гидом, спрашиваешь: «Откуда ваша группа?» – «Да сами собрали!» – «А вы кто – профессиональный экскурсовод?» – «Это у меня проект, я подрабатываю».
Поэтому появилась идея школы экскурсоводов. Ко мне за помощью обратился Центр развития туризма при министерстве культуры Челябинской области, и я разработала проект школы экскурсоводов. Первая школа в 2013 году выпустила хорошо подготовленных экскурсоводов, но потом очень быстро в следующих школах профессионалов отстранили от работы, отсюда и пострадало качество подготовки. С горечью мне пришлось оттуда уйти – оставила им, что называется, всё, кроме своей головы.
Откровенно говоря, отношение к работе Центра развития туризма у меня скептическое. Там постоянно меняются руководители, и действует эта структура как маленькая турфирма, а ведь должна решать общие проблемы, координировать действия участников рынка, помогать им.
– А какие общие проблемы мешают развитию внутреннего туризма?
– Я предлагала провести мониторинг всех проблем, чтобы не пришлось краснеть перед иностранцами за те же костровища в национальных парках. Проблем немало. Как я уже говорила, не хватает квалифицированных кадров. Также проблема благоустройства мест, куда привозят туристов. К примеру, около города Миасса идёт большой поток туристов на Каменное городище – там есть живописные останцы в виде черепах, замка, дракона. Но нет нормальной парковочной площадки – там просто съезд, который когда–то подсыпали, но поверхность уже сильно размылась. Детей надо вести вдоль дороги гуськом в сопровождении взрослых, чтобы ребята ненароком не вышли на трассу.
Другая проблема – мусор. Это вообще давняя беда. Помню, однажды водила иностранцев по Челябинску и вдруг заметила груды мешков мусора, которые порвались, и оттуда полезло неприглядное содержимое. Я была в плаще, поэтому его расстегнула и вроде бы случайно развела полы, чтобы прикрыть это безобразие.
Но мусорят–то не только в Челябинске, но и на природе! Говорят: у нас такие озёра! Озёра–то красивые, а вот что вокруг? Река Миасс в старину была чистейшая, с ионами золота, можно было пить прямо из реки – по одной из версий, её название так и переводится: «На, пей!». А что сейчас?
– И как бороться с теми, кто мусорит? Штрафами?
– Не только, хотя штрафы, конечно, могут подействовать. Вспомните, сколько было жалоб на шум в позднее время, а когда приняли закон о тишине, таких случаев стало гораздо меньше. Многое значит и активная позиция граждан. У нас во дворе машины ставили на детской площадке, вытаптывали зелень, машины перегородили проход для пешеходов. Я семь лет билась над тем, чтобы привести двор в порядок. И теперь двор в цветах, сирени, а площадка для машин – отдельно.
– Как вы относитесь к введению курортного сбора? Кто–то считает, что он поможет развитию внутреннего туризма, а кто–то – что произойдёт ровно обратное.
– Сбор, мне кажется, в условиях кризиса сможет спровоцировать ещё больший спад во внутреннем туризме. Я могу судить даже по собственным сыновьям: они у меня хотели поехать в Крым, но после подсчётов передумали – летят в Турцию.
Знаете, бывает, что, когда мы обсуждаем проблемы отрасли, коллеги рвут и мечут, а я им говорю: слава богу, руководство у нас само по себе, а туризм сам по себе. Но так не должно быть, чиновники должны работать в тандеме с турфирмами.
Нам интересна Волга
– А есть ли примеры среди российских регионов – только не столичных и не курортных, где успехам в плане привлечения туристов можно позавидовать?
– Да, это, к примеру, Казань. Они молодцы с этим проектом тысячелетия Казани! Но, кстати, когда я везу туда уральцев, то стараюсь адаптировать экскурсии. Казанские гиды зачастую ведут себя стандартно – показывают только исторический центр. А что нам, уральцам, ещё интересно? Горы? Нет. Озёра? Нет. У нас этой красоты у самих много. А вот Волга – совсем другое дело! И я везу наших туристов на реку, показываю им теплоходы, пристани, речные пейзажи, мост Миллениум.
К слову, в Казани тоже проходил мониторинг по проблемам туризма. Но там действительно всех собрали и выслушали. И смелых, неожиданных идей не побоялись. Один чиновник на заседании встал и говорит: «А давайте популяризировать казанского кота! Ведь Екатерина Великая привезла из Казани усатых в Зимний дворец, чтобы они всех мышей переловили». И не важно, что всё переврали, ведь кошек в Петербург привезли не при Екатерине, а при Елизавете. Главное, бренд родился – и теперь есть в Казани памятник коту, который очень нравится туристам.
Так что нам тоже не надо бояться неожиданных идей.
Смотрите также:
- Крепче фарфора. За идеями наши художники едут в Париж, а зарубежные - в Россию →
- Художник Евгений Бондарь: «Мой взгляд на Челябинск довольно мрачный» →
- Юлия Бухарская: Челябинск-Одесса →