Казанский кот Челябинску пример. Для привлечения туристов подойдут и мифы

Пока внутренний туризм у нас поддерживают энтузиасты и самостоятельные путешественники, но без инвестиций и организационных решений превратить его в полноценный бизнес не получится. © / Александр Фирсов / АиФ

В бархатный сезон южноуральцы присматриваются не только к загранице и Сочи, но и к родным базам отдыха. Тем не менее развитие внутреннего туризма оставляет желать лучшего. Что же нам мешает? И был ли внутренний туризм в регионе во времена СССР? Об этом «АиФ–Челябинск» поговорил с гостем редакции Зинаидой Дувановой, которую по праву можно назвать одним из старейших экскурсоводов Южного Урала. Туризму она посвятила более 30 лет. Зинаида Фёдоровна является также разработчиком и первым руководителем проекта министерства культуры Челябинской области «Школа экскурсоводов».

   
   

Экскурсия в самолёт

Эльдар Гизатуллин, «АиФЧелябинск»: О развитии внутреннего туризма на Южном Урале заговорили относительно недавно, когда о необходимосит развивать это направление заявил президент страны Владимир Путин. А был ли такой туризм у нас в регионе в советские годы?

Зинаида Дуванова: Конечно, был! У нас действовало Челябинское бюро путешествий и экскурсий, где я и работала. В больших и средних городах были такие бюро. Мы постоянно принимали приезжих из других регионов. Можно было воспользоваться маршрутом выходного дня – мы отправляли группы в Екатеринбург, Курган, Кустанай, другие города и принимали такие же группы от соседей. Причём эти поездки были или вообще бесплатными, или всего за 30% их стоимости – остальное покрывали профкомы.

– Я помню экскурсии того времени – тогда преобладала революционная тематика. Были ли у вас идеи, которые в советское время не одобрили, и реализовать их получилось лишь позднее?

– Не сказала бы, что среди тематики была одна лишь пропаганда. У нас были экскурсии «Челябинск литературный», «Челябинск архитектурный» и т. д. Но одну из идей, которую не удалось реализовать Челябинскому бюро путешествий и экскурсий, мне посчастливилось осуществить уже в новое время.

Речь идёт об экскурсии в аэропорт Баландино. В 1990–е годы я организовала собственную турфирму и возила группы в аэропорт. Можно было посетить кабину пилота, узнать, как управлять самолётом, принять угощение из рук стюардессы, пройти в диспетчерскую, службу охраны. Экскурсия была очень популярной, на неё за полгода записывались. Сейчас такие экскурсии проводит уже сам аэропорт, но довольно редко.

   
   

Кроме того, я хотела организовать поездки на аэродром Упрун, что под Южноуральском, где принимают космонавтов. Почти все детали согласовали, но в последний момент договориться не получилось. Зато мне удалось одной из первых заняться туризмом, который сейчас называют экологическим, или аграрным. Мы возили группы в фермерское хозяйство Реутова в Увельский район, где были и бизон, и лама, и верблюды. Одного из верблюдов фермер подарил губернатору Петру Сумину, а тот отдал его в зоопарк.

Загородить мусор плащом

– Когда было проще работать в туризме – раньше, в советское время, с его жёсткими правилами, или при свободном рынке?

– Однозначно сказать нельзя. К плюсам сегодняшнего времени можно отнести конкуренцию, а к минусам – то, что сейчас нет системы подготовки и переподготовки кадров. Иногда встречаешь группу с гидом, спрашиваешь: «Откуда ваша группа?» – «Да сами собрали!» – «А вы кто – профессиональный экскурсовод?» – «Это у меня проект, я подрабатываю».

Поэтому появилась идея школы экскурсоводов. Ко мне за помощью обратился Центр развития туризма при министерстве культуры Челябинской области, и я разработала проект школы экскурсоводов. Первая школа в 2013 году выпустила хорошо подготовленных экскурсоводов, но потом очень быстро в следующих школах профессионалов отстранили от работы, отсюда и пострадало качество подготовки. С горечью мне пришлось оттуда уйти – оставила им, что называется, всё, кроме своей головы.

Зинаида Дуванова в туризме более 30 лет. Фото из архива Зинаиды Дувановой.

Откровенно говоря, отношение к работе Центра развития туризма у меня скептическое. Там постоянно меняются руководители, и действует эта структура как маленькая турфирма, а ведь должна решать общие проблемы, координировать действия участников рынка, помогать им.

– А какие общие проблемы мешают развитию внутреннего туризма?

– Я предлагала провести мониторинг всех проблем, чтобы не пришлось краснеть перед иностранцами за те же костровища в национальных парках. Проблем немало. Как я уже говорила, не хватает квалифицированных кадров. Также проблема благоустройства мест, куда привозят туристов. К примеру, около города Миасса идёт большой поток туристов на Каменное городище – там есть живописные останцы в виде черепах, замка, дракона. Но нет нормальной парковочной площадки – там просто съезд, который когда–то подсыпали, но поверхность уже сильно размылась. Детей надо вести вдоль дороги гуськом в сопровождении взрослых, чтобы ребята ненароком не вышли на трассу.

Другая проблема – мусор. Это вообще давняя беда. Помню, однажды водила иностранцев по Челябинску и вдруг заметила груды мешков мусора, которые порвались, и оттуда полезло неприглядное содержимое. Я была в плаще, поэтому его расстегнула и вроде бы случайно развела полы, чтобы прикрыть это безобразие.

Но мусорят–то не только в Челябинске, но и на природе! Говорят: у нас такие озёра! Озёра–то красивые, а вот что вокруг? Река Миасс в старину была чистейшая, с ионами золота, можно было пить прямо из реки – по одной из версий, её название так и переводится: «На, пей!». А что сейчас?

– И как бороться с теми, кто мусорит? Штрафами?

– Не только, хотя штрафы, конечно, могут подействовать. Вспомните, сколько было жалоб на шум в позднее время, а когда приняли закон о тишине, таких случаев стало гораздо меньше. Многое значит и активная позиция граждан. У нас во дворе машины ставили на детской площадке, вытаптывали зелень, машины перегородили проход для пешеходов. Я семь лет билась над тем, чтобы привести двор в порядок. И теперь двор в цветах, сирени, а площадка для машин – отдельно.

– Как вы относитесь к введению курортного сбора? Кто–то считает, что он поможет развитию внутреннего туризма, а кто–то – что произойдёт ровно обратное.

– Сбор, мне кажется, в условиях кризиса сможет спровоцировать ещё больший спад во внутреннем туризме. Я могу судить даже по собственным сыновьям: они у меня хотели поехать в Крым, но после подсчётов передумали – летят в Турцию.

Знаете, бывает, что, когда мы обсуждаем проблемы отрасли, коллеги рвут и мечут, а я им говорю: слава богу, руководство у нас само по себе, а туризм сам по себе. Но так не должно быть, чиновники должны работать в тандеме с турфирмами.

Нам интересна Волга

– А есть ли примеры среди российских регионов – только не столичных и не курортных, где успехам в плане привлечения туристов можно позавидовать?

– Да, это, к примеру, Казань. Они молодцы с этим проектом тысячелетия Казани! Но, кстати, когда я везу туда уральцев, то стараюсь адаптировать экскурсии. Казанские гиды зачастую ведут себя стандартно – показывают только исторический центр. А что нам, уральцам, ещё интересно? Горы? Нет. Озёра? Нет. У нас этой красоты у самих много. А вот Волга – совсем другое дело! И я везу наших туристов на реку, показываю им теплоходы, пристани, речные пейзажи, мост Миллениум.

К слову, в Казани тоже проходил мониторинг по проблемам туризма. Но там действительно всех собрали и выслушали. И смелых, неожиданных идей не побоялись. Один чиновник на заседании встал и говорит: «А давайте популяризировать казанского кота! Ведь Екатерина Великая привезла из Казани усатых в Зимний дворец, чтобы они всех мышей переловили». И не важно, что всё переврали, ведь кошек в Петербург привезли не при Екатерине, а при Елизавете. Главное, бренд родился – и теперь есть в Казани памятник коту, который очень нравится туристам.

Так что нам тоже не надо бояться неожиданных идей.

Кстати
Многие факты, о которых рассказывает Зинаида Дуванова на экскурсиях, становятся настоящими открытиями даже для тех, кто прожил в Челябинске всю жизнь. Например, о том, что в здании бывшего монастыря, который находился на месте нынешней гостиницы «Южный Урал» на площади Революции, после Гражданской войны был приют для малолетних беспризорников. Некоторые из них из него сбегали. У Лидии Сейфуллиной есть на эту тему произведение «Правонарушители». Беглецы ночью прятались в вырытой могиле на кладбище, которое было там, где сейчас находится киноцентр имени Пушкина. Другими глазами смотришь на ЧТЗ, когда узнаёшь, что на строительстве заводских корпусов трудились дети. Школьники взяли над ЧТЗ шефство. Они выстраивались в цепочку, чтобы передавать кирпичи на второй этаж - взрослые были задействованы на более сложных работах. В итоге дети передали более 45 тысяч кирпичей. А в день получки ребята приходили с самодельным плакатом к заводской кассе. Плакат призывал: «Папа, купи мне книжку, а не себе водку!».

Смотрите также: