На здании бывшего заводоуправления Челябинского завода оргстекла (вместо которого сейчас центр креативных индустрий SVOBODA2) недавно появилась мемориальная доска в память о Григории Львовиче Зискине. Сейчас это имя в городе мало кто помнит, хотя в годы войны оно стояло в одном ряду с именем Ивана Трашутина — главного конструктора танковых дизелей ЧТЗ. Ведь Зискин — изобретатель бронированного стекла, из которого делали кабины для половины всех выпускавшихся в то время истребителей и штурмовиков, включая легендарный «летающий танк» Ил-2.
Об установке мемориала рассказал глава регионального отделения Российского военно-исторического общества и спикер Челябинской гордумы Андрей Шмидт. С просьбой помочь с увековечиванием памяти об инженере к депутатам обратились ветераны завода. Один из них, Генрих Горенштейн, много лет проработал бок о бок с Зискиным и рассказал об этом человеке корреспонденту «АиФ-Челябинск».
Бронебойный пирог
Как и многие другие предприятия в годы войны, завод оргстекла в Челябинск эвакуировали. Назывался он тогда К-4 и располагался изначально в Ленинграде. Еще до нападения гитлеровцев Григорий Зискин возглавлял при заводе секретную лабораторию, работавшую над созданием пуленепробиваемого стекла.
Материал, которому в скором будущем предстояло спасти жизни множества пилотов, представлял собой трехслойный пирог из плексигласа, промежуточной пленки и закаленного силикатного стекла под актуальным тогда названием «сталинит». Находка Зискина заключалась в том, что он приклеивал сталинит не сплошным слоем, а отдельными ячейками. Благодаря этому при попадании пули разрушалась только одна ячейка, другие оставались целыми.
С началом вторжения завод решили эвакуировать на Урал, но выехать успела лишь часть персонала. Большинство рабочих и многотонное оборудование остались за стремительно сомкнувшимся кольцом блокады. Зискин приехал в Челябинск осенью 1941 года со второй группой специалистов. На первых порах его задачей было создание учебной установки для подготовки стекольщиков из рабочих дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков, в чьих цехах предстояло развернуть совершенно новое химическое производство.
Титаническими усилиями нетипичный для Челябинска завод построили практически с нуля всего за девять месяцев. Через месяц после запуска, в августе 1942 года, предприятие стабильно выдавало продукцию почти без брака.
Премия от Сталина
С этим периодом связана история о том, как Григорий Зискин якобы ездил в Кремль на беседу к Сталину. На самом деле ездил не Зискин, а директор завода Зуся Шульман. Рассказывают, что приглашенный на всякий случай взял в дорогу все необходимое, крепко обнял семью, ничего им не сказав и сел на поезд с мыслью, что назад уже не вернется. Между тем генсек он у него спросил только, что ему нужно для скорейшего запуска завода. Шульман попросил больше электричества, еду и одежду для рабочих.
Зискин тем временем стал начальником цеха по выпуску пуленепробиваемого стекла. Челябинскую «прозрачную броню» ставили на самолеты Ил-2, Як-1, Як-3 и Ла-5. За свое изобретение в 1943 году он удостоился Сталинской премии. А в 1944 году стал главным инженером завода.
Спустя годы Зискину суждено было возглавить завод. Прежний директор Зуся Шульман стал жертвой кампании против космополитов: его исключили из партии и сослали в Кемерово простым мастером цеха. Зискину, хоть и еврею, подобной участи удалось избежать. В 1965 году он занял кресло первого руководителя и оставался в нем до 1986 года.
Ветераны вспоминают Григория Львовича как очень порядочного, доброго и скромного человека. Даже в столовой он стоял в общей очереди с простыми рабочими. В послевоенные годы завод под руководством Зискина успешно переключился с оборонной на гражданскую продукцию. Пластиковый ширпотреб под брендом челябинского оргстекла продавался по всему СССР. Но это уже совсем другая история.
Досье
Окончил Ленинградский химико-технологический институт и работал там же, с 1939 г. зав. лабораторией органического синтеза.
В декабре 1941 г. вместе с лабораторией эвакуировался в Челябинск, назначен главным инженером и начальником цеха завода К-4. В 1942 г. под его руководством создано прозрачное пуленепробиваемое стекло.
В 1947—1948 гг. было освоено производство оргстекла, стойкого к радиоактивному излучению.
Награждён орденом Дружбы народов, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и медалями. Похоронен на Цинковом кладбище.