Спасающий жизни сталинит. История прозрачной брони для «летающих танков»

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». © / Commons.wikimedia.org

На здании бывшего заводоуправления Челябинского завода оргстекла (вместо которого сейчас центр креативных индустрий SVOBODA2) недавно появилась мемориальная доска в память о Григории Львовиче Зискине. Сейчас это имя в городе мало кто помнит, хотя в годы войны оно стояло в одном ряду с именем Ивана Трашутина — главного конструктора танковых дизелей ЧТЗ. Ведь Зискин — изобретатель бронированного стекла, из которого делали кабины для половины всех выпускавшихся в то время истребителей и штурмовиков, включая легендарный «летающий танк» Ил-2.

   
   

Об установке мемориала рассказал глава регионального отделения Российского военно-исторического общества и спикер Челябинской гордумы Андрей Шмидт. С просьбой помочь с увековечиванием памяти об инженере к депутатам обратились ветераны завода. Один из них, Генрих Горенштейн, много лет проработал бок о бок с Зискиным и рассказал об этом человеке корреспонденту «АиФ-Челябинск».

Мемориальная доска в память о Григории Львовиче Зискине. Фото: пресс-служба Городской думы Челябинска 

Бронебойный пирог

Как и многие другие предприятия в годы войны, завод оргстекла в Челябинск эвакуировали. Назывался он тогда К-4 и располагался изначально в Ленинграде. Еще до нападения гитлеровцев Григорий Зискин возглавлял при заводе секретную лабораторию, работавшую над созданием пуленепробиваемого стекла.

Материал, которому в скором будущем предстояло спасти жизни множества пилотов, представлял собой трехслойный пирог из плексигласа, промежуточной пленки и закаленного силикатного стекла под актуальным тогда названием «сталинит». Находка Зискина заключалась в том, что он приклеивал сталинит не сплошным слоем, а отдельными ячейками. Благодаря этому при попадании пули разрушалась только одна ячейка, другие оставались целыми.

С началом вторжения завод решили эвакуировать на Урал, но выехать успела лишь часть персонала. Большинство рабочих и многотонное оборудование остались за стремительно сомкнувшимся кольцом блокады. Зискин приехал в Челябинск осенью 1941 года со второй группой специалистов. На первых порах его задачей было создание учебной установки для подготовки стекольщиков из рабочих дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков, в чьих цехах предстояло развернуть совершенно новое химическое производство.

Титаническими усилиями нетипичный для Челябинска завод построили практически с нуля всего за девять месяцев. Через месяц после запуска, в августе 1942 года, предприятие стабильно выдавало продукцию почти без брака.

Премия от Сталина

С этим периодом связана история о том, как Григорий Зискин якобы ездил в Кремль на беседу к Сталину. На самом деле ездил не Зискин, а директор завода Зуся Шульман. Рассказывают, что приглашенный на всякий случай взял в дорогу все необходимое, крепко обнял семью, ничего им не сказав и сел на поезд с мыслью, что назад уже не вернется. Между тем генсек он у него спросил только, что ему нужно для скорейшего запуска завода. Шульман попросил больше электричества, еду и одежду для рабочих.

   
   

Зискин тем временем стал начальником цеха по выпуску пуленепробиваемого стекла. Челябинскую «прозрачную броню» ставили на самолеты Ил-2, Як-1, Як-3 и Ла-5. За свое изобретение в 1943 году он удостоился Сталинской премии. А в 1944 году стал главным инженером завода.

Спустя годы Зискину суждено было возглавить завод. Прежний директор Зуся Шульман стал жертвой кампании против космополитов: его исключили из партии и сослали в Кемерово простым мастером цеха. Зискину, хоть и еврею, подобной участи удалось избежать. В 1965 году он занял кресло первого руководителя и оставался в нем до 1986 года.

Здание бывшего заводоуправления Челябинского завода оргстекла. Фото: пресс-служба Городской думы Челябинска 

Ветераны вспоминают Григория Львовича как очень порядочного, доброго и скромного человека. Даже в столовой он стоял в общей очереди с простыми рабочими. В послевоенные годы завод под руководством Зискина успешно переключился с оборонной на гражданскую продукцию. Пластиковый ширпотреб под брендом челябинского оргстекла продавался по всему СССР. Но это уже совсем другая история.

Досье

Григорий Львович (Гирш Лейбович) Зискин (05.01.1915, г. Невель Витебской губернии — 04.04.1999, Челябинск) — российский химик, изобретатель, лауреат Сталинской премии за создание бронестекла.

Окончил Ленинградский химико-технологический институт и работал там же, с 1939 г. зав. лабораторией органического синтеза.

В декабре 1941 г. вместе с лабораторией эвакуировался в Челябинск, назначен главным инженером и начальником цеха завода К-4. В 1942 г. под его руководством создано прозрачное пуленепробиваемое стекло.

В 1947—1948 гг. было освоено производство оргстекла, стойкого к радиоактивному излучению.

 Награждён орденом Дружбы народов, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и медалями. Похоронен на Цинковом кладбище.