Слышал о мастерах из Златоуста, которые делают самовары из бересты. Можно узнать подробности технологии? Р. Муратов, Чебаркульский район
Доводилось ли вам пить горячий чай из берестяной кружки? Удивительное получается чаепитие. Поверхность кружки тёплая, слегка бархатистая, и даже самый обычный чай становится в ней ароматнее и вкуснее. А что уж говорить о берестяных самоварах - сейчас это диковина из диковин.
Почему русское золото?
Именно поэтому берестяные самовары из Златоуста, выполненные в семейной мастерской братом и сестрой Иваном и Анной Верзаковыми, прописались в разных концах света. Из уральских самоваров теперь пьют чай в Испании и Голландии, на Украине и даже в Чили.
По словам Ивана Верзакова, заниматься берестой он стал абсолютно случайно.
«Однажды ходил по лесу. Вдруг старичок откуда-то появился. Я его ни до этого, ни после никогда в жизни не видел. «Ты, паренёк, наверно, бересту на туеса ищешь», - говорит он мне. Я кивнул. Так и завязалась беседа. Потом решил попробовать заняться тем, о чём мне старичок рассказывал».
Иван оставил работу в школе, где был учителем труда, и береста стала делом его жизни. Вскоре к работе с «русским золотом» присоединилась вся семья. Почему бересту прозвали именно так, Иван понял на собственном опыте.
«У меня раньше часто давление прыгало, а когда с берестой стал работать, все недуги отступили. Не секрет, что в берёзе содержатся особые летучие вещества - фитонциды, а также ионы серебра и уникальная по составу берёзовая камфара. Лечебный эффект берёзовых продуктов признан во многих странах. Берёза уникальна, она отдаёт человеку всё: почки, листья, кору. Только мы не умеем порой этим пользоваться», - считает Иван.
Какая польза у дерева?
«Крестьяне лапти из бересты плели, чтоб ноги не болели, детки в колыбельках из бересты спали. Чего стоят новгородские летописи из бересты, которые века в земле пролежали и целыми остались! Береста, она особая, целебная. Специальные исследования даже были. Так, в берёзовой роще на кубометр воздуха приходится никак не более 400 болезнетворных микробов. Для сравнения: норма для операционных - 500, - говорит Иван, а сам тем временем творит ещё одну кружку».
Чистота в мастерской должна быть тоже, к слову, идеальная. Если запачкать белый слой бересты, вывести пятно с него очень трудно.
Для склеивания златоустовские берестянщики клей используют тоже особый - медицинский, чтобы не уменьшить полезность берестяных изделий. Всего за десять лет работы Иван освоил изготовление около 500 наименований изделий: заколки, ободки, короба, туеса, самовары, расчёски, декоративные розы. Сейчас особым спросом на ярмарках пользуются настольные лампы из бересты, а в мастерской горит работа над эксклюзивным торшером. Он будет готов через год, а его стоимость определили в 65 тысяч рублей. Последние полоски бересты на торшер положат уже из урожая бересты 2016 года. Запасают бересту один раз в год в июне, по предварительной договорённости с лесничеством.
«Особенно рады, что можем собирать бересту у нас на Урале. Оттенкам местной бересты могут позавидовать многие мастера: жёлтая, белая, пёстрая, есть даже малиновая. Цвет зависит от состава почвы, а он на Урале самый разный».
Всем, кто ещё не испробовал на себе силу бересты, златоустовские мастера советуют при случае обзавестись кружечкой или заколкой. Ведь даже подержав её в руках, вы непременно заметите, как улучшится настроение, а на лице появится улыбка.
Смотрите также:
- Посуда от проблем. Филосовские чайники с «пятой точкой» спасут от хандры →
- Работаем до последней войны →
- От «Катюши» до Ausmelt →