Актрису Челябинского театра оперы и балета имени Глинки Викторию КАРАБАСОВУ можно с полным правом назвать заслуженной Снегурочкой Челябинской области. Ведь впервые она сыграла эту роль в 8 лет! И после выступала в качестве внучки Деда Мороза в течение тринадцати лет на главных областных ёлках.
Первый гонорар – 5 рублей
– Как получилось, что первый раз Снегурочку вы сыграли в восемь лет?
– Так ведь я была театральным ребёнком. Моя мать, Галина Васильевна, со дня основания театра работала артисткой хора, а потом главным администратором. Так что я с детства была в театральном окружении. Хотя на сцену вышла ещё раньше, в возрасте трёх лет! Сыграла роль сына в опере «Чио-Чио-Сан».
– Не страшно вам было играть в таком юном возрасте?
– Скажу так: я была страшно горда, что играю главную Снегурочку области, а вот просто страшно не было. Действие, правда, тогда происходило не на сцене, а в фойе, где стояла огромная ёлка. Свою роль я знала назубок. Тогда всё представление состояло практически полностью из стихов, было меньше пустой трепотни, как сейчас.
– И как же вам удалось, совсем маленькой девочке, выучить столько стихов?
– Легко! Я ведь в три года могла наизусть прочитать «Сказку о царе Салтане». И многие строчки из той первой роли Снегурочки помню до сих пор. Мне за выход заплатили пять рублей – хорошие деньги по тем временам. Мама на них купила для меня спортивный костюм.
Потом уже были представления, которые начинались на сцене и продолжались в фойе, так дети рассматривали меня в бинокль, чтобы проверить – может, это карлик играет? Они не верили, что ребёнок изображает Снегурочку. Так с той поры и повелось, что это стало моей ролью вплоть до 16 лет, когда я поступила в консерваторию. А потом, когда отучилась, снова играла Снегурочку.
«Лебединого озера» тут не надо
– А перед взрослой аудиторией приходилось выступать в этой сказочной роли? Отличалась ли реакция от детской?
– Был случай, когда мы с Дедом Морозом давали представление для института физкультуры. Было это 31 декабря, прибежали мы чуть ли не за 20 минут до начала. Весь сценарий был полностью детский – с соответствующими играми, текстом. Если бы вы видели, с каким восторгом взрослые принимали во всём участие! И та же самая реакция была на новогодних утренниках уже для самого коллектива театра, в которых принимали участие все, включая дирекцию.
Досье | |
---|---|
Виктория КАРАБАСОВА в 1985 году окончила Челябинское музыкальное училище имени П. И. Чайковского по классу вокала у Германа Гаврилова. Поступила в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова на отделение актеров музыкального театра, который окончила в 1990 году по классу вокала у заслуженной артистки Кабардино-Балкарии Людмилы Лукьяновой. С 15 ноября 1990 года работает в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Дебютная партия – партия Лизы в оперетте Кальмана «Марица». В настоящее время Виктория Карабасова продолжает работать в качестве солистки оперы и с апреля 2012 года является ассистентом главного режиссёра театра. |
Так что все родом из детства. Реагируют не только на новогодние образы. Однажды на мероприятии для одной крупной компании, где был большой банкет, мы начали сцену из «Золушки». И все солидные дяди и тёти сразу же отставили рюмки и вилки, смотрели на нас такими глазами!.. Было видно, что в любом возрасте люди ждут чуда.
– Вы и сейчас видите, как проходят новогодние представления. Сложнее стало с современными детьми вашим преемникам?
– Нет, под ёлкой ничего не меняется. Конечно, есть дети более непосредственные, готовые откликнуться, и есть те, кто более закрыт, но такое всегда было. Конечно, имеются некоторые отличия. Например, больше стало покупных костюмов, тогда как раньше мамы и папы сами мастерили наряды для своих детей.
Те костюмы были теплее, что ли. Но и теперь больше всё тех же зайчиков и снежинок, а Человеки-Пауки, слава богу, в меньшинстве.
Дело не только в детях, но и в мастерстве актёров. А я, к сожалению, видела таких Снегурочек, которые ещё и злятся, если дети реагируют не так, как ожидается.
– А какая должна быть идеальная Снегурочка?
– Это, кстати, не такой простой образ. Сразу перед глазами встаёт высокая, статная девушка с косой до пояса – в общем, здравствуй, «Лебединое озеро»! Красиво, но для контакта с детьми это плохо, подобный образ просто посадит всё действие! Нужна открытая, яркая, весёлая, вроде Янины Жеймо из старого фильма «Золушка». И перед ёлкой ведь гораздо сложнее, чем на сцене: зрители от тебя не отделены.
Тут важно сохранять тайну, сказочность. Например, спрашивает меня ребёнок: «А ты в какую школу ходишь?» Все ведь меня воспринимали как ребёнка – из-за образа, роста, потому и такие вопросы. И я, не моргнув глазом, отвечала: «В лесную».
– Даёте какие-либо советы современным исполнительницам этой роли?
– Ну не только этой роли. Я ведь в своё время окончила отделение актёров музыкального театра, где нас учили не просто петь, а ещё и играть. Актёрское мастерство – это обычно слабое место у вокалистов. На занятиях кружка оперетты, который я веду, вижу: вот эта девушка отлично поёт, но не умеет играть, а эта хорошо играет, но подкачал голос. Иной раз бывает, выходит просто красавица, умная, талантливая, но стоит совершенно неподвижно, никакая просто! Однако проходит несколько занятий – и она уже настоящая пава!
«Много через меня прошло Дедов Морозов!»
– А Дед Мороз вам помогал? Ведь важен дуэт, хотя некоторые считают, что Снегурочка – так, девочка на подхвате у главного новогоднего героя.
– Самый лучший Дед Мороз, который у меня был, это Александр Мартемьянов. О-о, это такой бас был! А ведь зрители, как женщины, любят ушами – тут голос очень важен. Правда, любил выпить, и некоторые взрослые это замечали. Поначалу возмущались, но проходило всего несколько минут, и они обо всём забывали! Все в него влюблялись – это просто дар от Бога!
Но всякое бывало. Помнится, один Дед Мороз только и делал, что в костюме прогуливался, а я аж три сценария за раз отыграла! Был у меня в партнёрах и Вадим Мюнстер – он успел поработать и главным дирижером, и директором театра, однако вел и ёлки. Можно вспомнить и Николая Сурикова, и других – словом, много через меня прошло Дедов Морозов!
– Сами вы ребёнком в Деда Мороза верили?
– Ещё как! Сколько лет прошло, а я до сих пор помню один случай. Мы жили в так называемом театральном доме – по сути, в коммуналке. Одним из наших соседей был актёр драмтеатра Виктор Кругляк. И вот как-то сижу я на кухне, мама меня кормит, и вдруг входит самый настоящий Дед Мороз в костюме, заговаривает со мной! Я его просто не узнала, хотя видела до того много раз! У меня прям всё внутри похолодело, руки-ноги отнялись!
– Сказочные герои сопровождали вас и потом в актёрской карьере?
– Роли были разные, но и сказочных немало – Лебедь, Красная Шапочка, Алёнушка. А в сказке «Снежная королева» довелось мне сыграть и Герду, и Разбойницу – петь приходилось в кожаном наряде, с трубкой в зубах. Я потом от этой роли неделю отходила. Сейчас играю Злюку в «Золушке». В конце мы все снимаем маски и танцуем с детьми. Так ещё не было случая, чтобы ребёнок от меня шарахнулся, хотя роль у меня резко отрицательная.
Смотрите также:
- Путь к славе. С. Маковецкий - о Театре Вахтангова и табу на бесовские роли →
- Александр Ширвиндт: «Нашему менталитету кризис ближе, чем достаток» →
- Актриса Елена Папанова:«Я не люблю играть положительные роли» →