Ради кино и птичек не жалко. Челябинец заканчивает съёмки «Тёмного мира»

Фото автора

   
   

Челябинская область, 7 ноября - АиФ-Челябинск.

Всё это выглядит сценарием для какой-то уж очень сюрреалистичной картины, однако всё это произошло в действительности с нашим земляком Олегом АСАДУЛИНЫМ, который сейчас снимает фильм «Тёмный мир. Равновесие», выход которого намечен на следующий год.

Голос из живота 

- Название сразу настраивает на мистический лад. Какая-то тёмная история? 

- Скорее, фэнтези. Речь идёт о некоей потусторонней реальности, откуда в наш мир просачиваются существа, которые питаются чувствами, эмоциями, страхами людей. Сами понимаете, этой пищи в нашем мире достаточно, и существа становятся всё более могущественными. Граница между двумя мирами стирается, и это грозит катастрофой. Однако есть люди, которые противостоят беде и стремятся восстановить равновесие. 

Съёмки ещё идут, так что, сами понимаете, я пока могу ограничиться лишь кратким пересказом, но обещаю: картина будет зрелищная. Снимали и в Крыму, и в Москве. Вот на днях закончили сложные сцены погони по столичным крышам. 

- Похоже, таинственные истории тебя буквально не отпускают. Твои предыдущие работы ведь тоже были связаны с темой потустороннего? 

   
   

- Я снял первые сезоны «Закрытой школы», но здесь мне интереснее был сам формат - сериал. Там ведь другие требования. До этого был «Фобос. Клуб страха» - моя первая полнометражная картина. И хоть опыт был первый, планку поставили высокую. Продюсером выступил Фёдор Бондарчук, среди актёров был Пётр Фёдоров, который ранее сыграл в «Обитаемом острове». Я в восторге от этого актёра, который равно силён и в комедийном, и в трагедийном амплуа. Главная женская роль - у Агнии Кузнецовой, ставшей известной после картин «Груз 200» и «Все умрут, а я останусь». Очень талантливая, но и совсем непростой человек - у нас с ней до ссор доходило. 

- Всё-таки тяготеешь к определённому жанру. 

- Не всегда. Для Украины я снял сериал «Чудо» - про девушку, которая решила сделать аборт. Но передумала, когда её не родившийся ещё ребёнок начинает с ней разговаривать и во многих отношениях оказывается мудрее своей мамы. Получилась довольно необычная романтическая комедия. Не знаю, правда, демонстрировалась ли она в России. 

Все консервы - в «бар»! 

- Актёры ещё в детстве изображают кого-либо перед зеркалом или на табуретке. А ты видел себя в роли режиссёра?

 - Скорее, просто интересовался кино. Я вёл тетрадь, куда записывал названия всех виденных фильмов и ставил им оценки. Но больше мне нравилось рисовать. Тогда в журнале «Наука и жизнь» начали печатать французские комиксы: «Пиф», «Пласид и Мюзо», «Назар». Мне они безумно нравились, я их собирал, потом начал рисовать свои комиксы. Впрочем, эти последовательные картинки с диалогами ведь тоже в чём-то кино, верно? Потом на каникулах у бабушки в деревне мы с друзьями создавали государства, компании в миниатюре. Всё это находилось на картофельном поле. Я делал фильмы из ленточек бумаги, накручивал их на такие стенды из проволоки и крутил перед приятелями. Так как у нас были игрушечные деньги, мне платили за сеансы - это были мои первые кассовые сборы. 

Даже декорации приходилось делать. Мы из досок, брошенных ярких бутылок и консервных банок сооружали «иностранный бар» и разыгрывали сценки из зарубежных фильмов. Первый «бар» располагался прямо у туалета, взрослые очень ругались, что приходилось пробираться через наши декорации, и в итоге потребовали их разобрать. 

- Насколько я знаю, позднее ты начал путь в кино тоже с декораций. К какому фильму? 

- Первая часть «Обители зла». Помните, вначале героиня Миллы Йовович приходит в себя в душевой. Так вот эту душевую делал я. Фильм снимали в Берлине, куда я перебрался ради учёбы в школе искусств. И долгое время работал художником-оформителем. Но в итоге выбрал всё-таки кино - Немецкую академию кино и телевидения. Это довольно известное далеко за пределами Берлина и Германии учебное заведение. Когда-то сюда не смог поступить сам Питер Фассбиндер, а среди выпускников академии можно назвать Вольфганга Петерсена, снявшего такие фильмы, как «Бесконечная история», «Самолёт президента» и «Троя». Сам я ещё до поступления в академию снял несколько документальных фильмов для Би-би-си и канала Discovery. К собственно документальному кино я впоследствии поостыл, а вот игровыми картинами, наоборот, заинтересовался. 

- Трудно ли поступить в такую академию? 

- Ну, например, мне надо было снять небольшой фильм на заданную тему, причём это был ещё даже не экзамен, а тест, чтобы получить доступ к экзамену. Камера, декорации - твои проблемы. Мне досталась тема «Страх». Я поехал на птицефабрику под Берлином и снял небольшое эссе на тему страха. Дело было под Новый год, и там массово забивали птицу. Многое строилось на контрасте: вокруг - идеальный немецкий пейзаж с аккуратными домиками, ровными полями, чистенькими лесочками, а совсем рядом - избиение несчастных пернатых. 

Фильм понравился, и я получил приглашение уже на собственно экзамены, которые выдержал и поступил в академию. И во время учёбы, конечно, пришлось постоянно снимать картины, помогать сокурсникам. Так как приглашать профессиональных актёров не всегда удавалось, роли иногда распределялись между студентами. Иногда удавалось сниматься в полнометражных картинах. 

- Где тебя можно увидеть в качестве актёра? 

- Ой, я ведь только в эпизодах у друзей мелькал! Например, в фильме «Один день в Европе» (он, кажется, даже по одному из местных челябинских каналов демонстрировался) я играл такого нехорошего московского милиционера, который не хотел принимать заявление об ограблении от иностранной туристки и держал её в отделении. Но я не считаю себя актёром, я режиссёр. 

Собрать свой оркестр 

- Есть ли фильмы, про которые ты можешь сказать: «Жаль, что это снял не я!»? 

- В своё время после просмотра «Мулен Руж» База Лурмана был потрясён. Думал: эх, а сниму ли я когда-нибудь так? Жалею, что сам не снял «Стиляг». Хотя есть похожая идея. Не так давно услышал, что в СССР, дескать, существовал некий оркестр Соломона Шварца, который играл твист в то время, когда подобная музыка была под запретом. Это же отличная идея для мюзикла! Хороший еврейский юмор, романтика того времени, музыка! Позднее я узнал, что история оркестра Соломона Шварца - выдумка, проект современных музыкантов. Сначала расстроился, а потом решил, что так даже лучше, можно быть более свободным в постановке, никто тебе не скажет: не так, мол, всё было! 

- Представь, если бы у тебя было просто огромное количество денег и самые покладистые продюсеры в мире. Какой фильм ты бы поставил? Не оглядываясь ни на какие траты, ни на какие ограничения. 

- Хм, я бы экранизировал «Пасынков Вселенной» Роберта Хайнлайна. В детстве просто зачитывался этой книгой об огромном корабле, в котором уже сотни лет летят к отдалённой звезде земляне. Они уже забыли, как устроен мир, и воспринимают корабль как свою планету, пока не находятся смельчаки, способные понять, что рубка капитана - это не запретный рай, а реальное место управления кораблём. Там весьма захватывающий сюжет, интересный для постановки. В детстве я пытался представить все эти картины, иллюстраций было мало. Вот этот фильм, который крутился у меня в голове, я бы поставил. 

Смотрите также: