Дети вернулись в школы – начался новый учебный год. Но последствия дистанционного обучения всё ещё дают о себе знать, причём ощущают их как дети, так и взрослые.
Как школы возвращаются к привычному распорядку? Изменилось ли поведение детей после столь долгого отсутствия? Выросла ли нагрузка на педагогов?
Об этом и многом другом мы беседуем с директором лицея № 97 города Челябинска, кандидатом педагогических наук Вячеславом Усыниным.
Смартфоны отложили в сторону
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - В каком режиме учебным учреждениям работать проще – дистанционно или, что называется, стационарно?
Безусловно, живое общение важнее. На обычных уроках совсем другой сценарий, можно воздействовать на чувства, вызвать эмоции, завязать настоящую дискуссию.
- Родители большей частью за дистанционку или против?
- В основном, против. Тем более, что если раньше многие из родителей сидели дома, то теперь вышли на работу и не могут заниматься с ребёнком, как раньше. К тому же, не секрет, что некоторые родители при дистанте практически полностью учились за своего ребёнка. Оценки, может, получали и хорошие, но на экзаменах это ведь не поможет.
Да и не все предметы родители могут толково разъяснить – скажем, до 5 класса это, может, и реально, но дальше начинается более сложная часть.
- Уже прошло несколько учебных дней. Как дети реагируют на возвращение в школу?
- И дети очень рады, и родители, и педагоги. Все соскучились по общению, по школе. Вообще, начало нового учебного года получилось очень эмоциональным.
Мы заметили, что на переменах дети стали меньше внимания уделять своим смартфонам, больше играют, разговаривают друг с другом. Возможно, это временное явление, но хотелось бы верить, что ребята действительно поняли, что Интернет не может заменить всё.
Испытание не только жарой
-Как сказалось дистанционное обучение на работе вашего лицея?
- У нас развита система дополнительного образования, которая работает весь день – различные кружки, лаборатории, спортивные секции. Пытались сохранить её и в дистанционном режиме. Понятно, что это возможно было лишь частично. Много проектов ребятам пришлось приостановить, потому что они не могли, например, выезжать на практические занятия в вузы. На расстоянии руками не потрогаешь, опыт или эксперимент не проведешь. Кроме того, ребята не могли участвовать в очных конкурсах– они просто отправляли свои работы, лишившись таким образом опыта защиты проектов на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Не было, пожалуй, самого главного - общения с другими конкурсантами. Пришлось отменить и все экскурсии, причём не только исторические, но и туристические. Ведь планируя любую туристическую поездку с детьми, мы всегда большое внимание уделяем знакомству учащихся с ведущими вузами того или иного города.
- Неоднократно слышал, что нагрузка на учителей сильно выросла, это действительно так?
- Безусловно. Из-за ЕГЭ учебный год пришлось продлить. В некоторых учебных заведениях отказались от подготовки выпускников после аттестации, а мы проводили онлайн-консультации. Это, конечно, огромная нагрузка. Учителя были в отпуске лишь 28дней, не больше. Перегрузка, и моральная, и психологическая, для детей тоже. Некоторые школьники буквально опускали руки, жаловались, что устали и больше не могут. Повлияли и объективные факторы – например, невероятная жара, которая установилась во время сдачи ЕГЭ.
Неудивительно, что если вы спросите любого педагога, чего он больше всего боится, то услышите: «Только бы не вернули дистанционку!».
- А правы ли родители, которые загружают ребёнка по максимуму – что называется, от скрипки до тенниса?
- С одной стороны таких родителей можно понять, они хотят расширить ребёнку кругозор, дать развиться дарованию, если оно есть. С другой стороны, может пострадать здоровье ребёнка. Важно поддержать ребёнка в том, в чём он талантлив и не давить на него, если видите, когда что-то ему не даётся.
Вот например у меня в кабинете висит картина, которую нарисовала наша школьница, когда училась ещё в 5 классе. Она действительно талантливый художник – использует масло, акварель, гуашь, тушь, шерсть, другие материалы, а вот с математикой у девочки не всё ладилось, а это один из профильных предметов в нашем лицее, понятно, что девочка из-за этого переживала Мы создали для нее ситуацию успеха: организовали выставку её картин, после чего дети на неё совсем другими глазами посмотрели.
- Как вы относитесь к теории троечников – мол, такие ученики более успешные, чем круглые отличники?
- Это, конечно, упрощение. Однако согласен в том, что некоторые круглые отличники – перфекционисты, а отсюда риск неврозов. Тогда как троечники зачастую спокойно относятся к неудачам. Но это вовсе не значит, что надо учиться на одни лишь тройки и считать такую ситуацию нормальной.
Чему учит история?
- Вы сами учитель истории. Приходилось слышать мнение, что история не нужна – если кому-то интересен определенный период, найдет, где узнать.
- Так можно сказать про любой предмет. Что касается истории, то важно помнить, что это ведь не просто набор фактов и дат – это, прежде всего, аналитика, погружение в другие эпохи. Важно это видеть и понимать.
Изучение истории дает понимание того, что происходящее в наше время так или иначе уже было в прошлом. Кроме того, именно история даёт прекрасную возможность для дискуссий, размышлений – жаль, что ЕГЭ исключает такую форму экзамена.
И кстати заметьте, как только заходит речь об истории семьи, то люди говорят просто взахлёб. Так что на самом деле равнодушных к истории людей нет. Не говоря уже о том, что история семьи неизменно пересекается со страницами учебника.