За колючей проволокой. Как немцы строили Челябинский металлургический завод

Немцы на строительстве ЧМЗ трудились по 11-12 часов в день в любую погоду. © / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

В начале Великой Отечественной тысячи советских немцев были выселены из родных мест и фактически оказались в положении лагерных заключённых.

   
   

В годы войны в Челябинске на строительстве металлургического комбината работало более 30 тысяч немцев. Их называли трудармейцами, но условия труда и быта у них мало отличались от положения заключённых ГУЛАГа: та же колючая проволока вокруг, те же бараки со сплошными нарами, непосильный труд, голод, болезни, высокая смертность…

Мороз и снежная целина

28 августа 1941 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Немцы должны были в течение 24 часов подготовиться к отъезду и с минимальным количеством вещей явиться на сборные пункты. Жителей бывшей автономной республики (более 400 тысяч человек) осенью 1941-го депортировали в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

В январе-феврале 1942 года вышли постановления ГКО о мобилизации немцев в рабочие колонны (трудармию). Их отправляли строить заводы, работать на лесозаготовках и в рудниках. Сначала мобилизации подлежали только мужчины в возрасте от 17 до 50 лет. В октябре 1942-го её распространили и на женщин от 16 до 45 лет (кроме беременных и имеющих детей до трёх лет). Детей старше трёх лет приходилось оставлять родственникам или отдавать в детские дома.

Первые трудармейцы (11 682 человека) прибыли на строительство Челябинского металлургического завода в феврале 1942 года. По словам заведующей отделом публикации и научного использования документов Объединённого госархива Челябинской области Елены ТУРОВОЙ, «прибывших немцев встретили лютый мороз и снежная целина. Посреди этой целины им предстояло собственноручно вырыть землянки - их первое жильё. Дощатые бараки строились позже, одновременно с заводскими цехами».

В полной изоляции

В областном госархиве, в фонде Р-1619 (фонд «Челябметллургстроя»), хранится большое количество документов, по которым мы можем узнать как о ходе строительства, так и об условиях жизни и работы трудармейцев. Это приказы и распоряжения по управлению строительством, докладные записки руководителей подразделений треста, переписка с Наркоматом обороны и т. д.

   
   

Важно сказать, что с ноября 1941 года руководство стройкой поручили управлению особого строительства НКВД. Одновременно с этим стройка находилась в подчинении ГУЛАГа, и поэтому в документах и литературе на равных правах встречаются названия «Бакалметаллургстрой» и «Бакаллаг» (с августа 1942 года - «Челябметаллургстрой» и «Челяблаг»). Возглавил строительство бригадный инженер А. Н. Комаровский.

С 1944 многие трудармейцы работали прорабами и инженерами. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

На стройке было шесть участков, укомплектованных заключёнными, и 16 стройотрядов трудармейцев. Численность отрядов колебалась от тысячи до 7 тысяч человек. Основная стройплощадка в районе посёлка Першино представляла собой лагерь, разделённый на зоны по количеству строившихся объектов.

Каждый из этих объектов был огорожен колючей проволокой с контрольно-следовой полосой и наблюдательными вышками с охраной. Чуть позже вся стройплощадка стала зоной оцепления, с пропускной системой и охраной. Вольнонаёмным запрещалось вступать в контакт с трудармейцами. Питались мобилизованные немцы по нормам ГУЛАГа.

«Люди ослабевают»

«По воспоминаниям очевидцев, трудармейцев косила страшная болезнь - пеллагра, - рассказывает Елена Турова. - Кожа становилась сухой, на горле тёмные пятна сливались в ошейник, появлялись язвы, «пропадали» мышцы, пища не задерживалась в организме. Люди погибали в страшных муках».

Десятки человек ежедневно умирали от голода, холода и болезней. Тела увозили на подводах и грузовиках за территорию завода и закапывали в огромных котлованах. Кроме того, мобилизованные немцы могли стать и обычными заключёнными: за побег, саботаж, невыполнение нормы их приговаривали к тюремному сроку или расстрелу. Например, в 1942 году было расстреляно 309 человек.

«Приказ от 18 мая 1942 года. За проведение организованного саботажа на производстве судом приговорены: Кремер Готлиб Готлибович - к расстрелу, Шенке Иван Иванович - к 10 годам лишения свободы, Видовский Ренгольд Иванович - к 8 годам лишения свободы, Шиц Яков Александрович - к 5 годам лишения свободы…»

За какие-то проступки трудармейцев могли отправить в лагерный изолятор, в котором давали только 300 г хлеба и воду. Сам Комаровский в служебной записке отмечал: «Люди ослабевают до такой степени, что не поддаются нормальному ведению допросов».

Признать лучшей стройкой

«Положение трудармейцев стало меняться к лучшему в середине 1943 года, - говорит Елена Турова. - Увеличилась суточная норма хлеба. Дипломированных специалистов, которых было много среди мобилизованных немцев, стали переводить на инженерные должности. До этого они, как и все, трудились на лесоповале и земляных работах».

В мае 1944 года начальником ЧМС назначили генерал-майора инженерно-технической службы Я. Д. Рапопорта. С его именем связывают заметное смягчение режима, улучшение питания, обучение трудармейцев рабочим специальностям.

Несмотря на тяжелейшие условия труда и быта, немцы-трудармейцы работали на совесть: участвовали в соцсоревновании, активно вносили рацпредложения, перевыполняли трудовые нормы. Вот, к примеру, заметка из многотиражной заводской газеты: «Кузнецы Шмидт Д. Я. и Шмидт А. Я выполнили задание на 660%. Они отковали в смену 200 кувалд, переработав 1 600 кг металла».

Цитирую приказ главы НКВД СССР Л. П. Берии от 8 марта 1945 года об итогах работы строек и промышленных предприятий НКВД за 1944 г.: «Признать лучшей стройкой НКВД по 1-й группе «Челбметаллургстрой», выполнивший план ввода в действие и перевыполнивший план по всем объёмным и качественным показателям».

Трудармия была расформирована в 1947 году. Но трудармейцы так и не стали свободными людьми. В 1948-м они получили статус спецпоселенцев с ограничением в правах: не могли свободно выехать за пределы спецпоселения и должны были регулярно отмечаться в комендатуре. Только в 1956 году советских немцев полностью восстановили в гражданских правах.

Справка

На 1 февраля 1944 года на строительстве ЧМЗ работало 20 696 трудармейцев, или 59,8% от общего числа строителей. Эти цифры подтверждают, что основной рабочей силой на «Челябметаллургстрое» были именно немцы-трудармейцы.

Сотрудники ОГАЧО на основе архивных документов создали трёхтомную «Книгу памяти немцев-трудармейцев. 1942-1946». Она включает в себя сведения о 37 175 трудмобилилизованных, работавших в годы войны в тресте «ЧМС». Книга представлена и в электронном виде.