Кого вы пускаете в дом? Откровения менеджера по домашнему персоналу

По словам специалистов по подбору персонала, именно помощницы по хозяйству создают хозяевам немало проблем. © / pixabay.com

На условиях анонимности руководитель одного из агентств по подбору домашнего персонала Челябинска Лидия рассказала, почему помощники по дому иногда становятся главными вредителями и можно ли этого избежать.

   
   

«Я никогда не забуду случай, когда одна няня подвела меня. Мужчина приехал, заключил договор, оплатил услуги няни на всю рабочую неделю с 8 утра до 20 часов вечера. Внёс полную сумму, объяснил ситуацию: работает на стройке в чистом поле, там пока только котлован, ребенка оставить не с кем, непутевая мамаша, его жена, сбежала. Я его уверила: завтра в 8-00 няня будет у вас дома.

Он звонит в 8-30 в истерике: никто не приехал. Я звоню няне, телефон выключен. Набираю на домашний, трубку не поднимают. Еду к ней домой, никто не открывает. Слава Богу, клиент не подал в суд, хотя мог. Тогда эта история закончилась тем, что мужчина привез сына и памперсы в офис, а я тут его до самого вечера баюкала. А на следующий день нашла другую нянечку.

Необязательные и невнимательные

Наше агентство небольшое, и все сотрудники вольно-наемные. Я не могу позволить себе содержать штат на окладах.

Открыть агентство мне подсказала в свое время подруга. Мы с ней искали по объявлениям кого-то, кто приедет и вымоет окна на балконе. Думаете, нашли? Нет. Или ценник заряжали огромный, или какие-то невнятные мужики шутили, что могут «крепостных» прислать. В общем, я оформила документы, сняла офис, дала объявления о наборе нянь, сиделок и домработниц, и началось.

Работаю я так. Человек, допустим, заказывает у меня сиделку на ночь. Платит, условно говоря, тысячу рублей. Я ему эту работницу предоставляю, но ей плачу за труд 500, а остальные — моя прибыль. Всё просто, казалось мне тогда.

Кстати, именно с сиделками всё обстоит более-менее нормально. Я приглашаю женщин с медицинским образованием. Если нет медобразования – сойдут те, у кого есть опыт работы либо курсы ухода.  Эти женщины более-менее обязательные. Если назначаешь им время и место, практически никогда проблем не бывает. Иногда, конечно, клиент говорит, мол, сиделка ваша грубая, с больным папой почти не разговаривает, а ему не столько уход, сколько пообщаться надо. Извините — это не прописано в договоре. Там речь только об уходе, стирке, глажке, готовке.

   
   

А вот няни и домработницы — настоящая головная боль.  

«Он не обращает на меня внимания»

Вот был заказ от немолодого мужчины. Ему требуется помощница по хозяйству. Кстати, почему-то многие домработницы, когда идут наниматься к нам в агентство, считают, что им придется убирать какие-то коттеджи и замки. И они очень удивляются, что иногда мыть-то нужно самые обыкновенные квартиры самым обыкновенным людям. Не олигархам и не министрам.

К этому человеку домой я отправила очередную женщину. Нареканий на нее не было, я была уверена, справится. Через неделю он приходит жаловаться. Эта женщина, говорит, львиную долю времени посвятила рассказам, как она бедно и плохо живет. Он  проникся и дал ей чаевые. Однако на следующей неделе она решила, что можно уже практически не убираться, что он платит деньги за ведение с ней великосветских бесед. Так, чуть-чуть протерла пыль, когда говорила о дочкином разводе и двух внуках на ее шее. Он ей опять дал чаевые. А к нам пришел с требованием новой помощницы. И вот тут ситуация двоякая. Конечно, он прав. И я могу отправить к нему любую другую женщину. Однако теперь уже я думаю: а вдруг другая вообще воровкой окажется?

Или еще один случай. Аналогичная история — одинокому не бедному мужчине требуется уборщица. Я направляю вроде бы проверенную даму. Она отрабатывает, приезжает за зарплатой, не жалуются ни он, ни она. Спустя несколько уборок она приезжает и заявляет, что больше не поедет туда. Я, естественно, предполагаю самое плохое. «Он на меня внимания не обращает, - жалуется она. - Зачем ему одному быть? Я бы могла с ним жить, а сына с семьей у себя оставить. Так и ему бы не пришлось за уборку платить». Я в шоке, объясняю ей, что вообще-то она на работе, зарабатывает денежки, а не устраивает свою личную жизнь. С чего он должен ей делать какие-то предложения по совместному проживанию?

Еще не люблю домработниц которые клиенту задают вопрос: «А что у вас убирать?». Мой всё, абсолютно всё. Тебе обязательно скажут, что не мыть. Например, многие не разрешают хозяйничать на кухне, а другие, наоборот, заказывают еще и готовку и закуп продуктов.

«Твоя уборщица - наркоманка»

Однажды знакомая попросила на разовую работу женщину – ей надо было вымыть в магазине витрины и большие окна. Звонит вечером: а ты знаешь, что твоя работница — наркоманка? Она переоделась, у нее все вены на руках синие, места живого нет. Я не помню, как дождалась ее прихода за деньгами. Усадила, говорю, вы же приносили справки от нарколога и психиатра вместе с медицинской книжкой, как так? Она в слезы, говорит, она онкобольная, прошла курс лечения, вся исколотая действительно, вен нет уже, но никакая не наркоманка.

Как проверить? Поверить на слово? Я поверила, потому что нареканий к этой женщине ни у кого не было. Правда, последнее время она не звонит, наверное, снова лечится, она предупреждала.

А пару месяцев назад случилась история ... с кремом. Не секрет, что мои сотрудники - люди низкого социального уровня. Но в этой истории я была на стороне наемного человека. После уборки я расплатилась с женщиной, как обычно, а потом звонит нанимательница и орет: «Вы со мной не расплатитесь, она пролила и использовала мой дорогущий крем для лица, я его заказываю напрямую из Китая, баночка стоит 5 тысяч».

Вызываю домработницу и нанимательницу. Первая в слезы, никакой крем не трогала и не помню, чтоб был, вторая истерит, показывает фотографии с телефона, там по полочке действительно льется розоватая жижа. Моя говорит: не трогала, не брала, не протирала, не использовала, может, это хозяйская кошка уронила, которая бегает по всем полкам. Клиентка злится, типа, признайся, еще и отпираешься. Ситуация, конечно, неприятная. Я отпустила девушку, а клиентке оплатила половину стоимости баночки — 2,5 тысячи рублей. Конечно, из своей прибыли, что очень обидно, но я взяла с нее расписку об отсутствии претензий. И этим инцидентом потеряла обеих, и сотрудницу, и нанимателя.

Все одноразовые

Далеко не всегда удается выстраивать сотрудничество так, как с этими людьми. Опять же из-за необязательности и низкой ответственности, да и желания урвать, большинство нанимающихся — люди одноразовые. Да и клиенты сами в желании сэкономить перекупают персонал. Например, та же няня первым делом спросит, а сколько вы агентству за час моей работы платите? Допустим, услышит цифру «300». А она-то получает двести! Всё, больше мы эту няню у нас не увидим: она предложит семье платить ей 250, и обе стороны останутся в плюсе. Все, кроме меня.

Получается, я их бесплатно свела, как кадровое агентство. Я знаю, как этого избежать, - платить не за выход, а оклады. Но, повторюсь, не всегда есть возможность и необходимость выплачивать зарплату, как на предприятии. Потому что сегодня по заказам густо, а завтра — пусто, и можно уйти в минус.

Сейчас, к новому году, услуги на домработниц повысятся. А вот в каникулы, когда все отдыхают, наши клиентки предпочитают убираться своими силами. А с чего я буду платить сотрудникам?

Или еще одна категория заказчиков — «Мне нужна уборка (или сиделка) или няня прямо вот сейчас». Я устала объяснять, что заказы делаются загодя, хотя бы дня за три до. Потому что люди тоже планируют свою работу, и бывает ситуация, когда я обзваниваю человек десять потенциальных сотрудниц, и все они завтра выйти не могут.

Помню, однажды пришел мужчина, ему была нужна работа мастера, «мужа на час». Поскольку ни одной заявки не было на такой вид работы, я его попросила заполнить анкету, мол, в случае необходимости, мы с вами свяжемся. Мужчина рассказывал, что имеет два высших образования, работал в том числе и за границей, старался произвести впечатление. А в графе отчество написал «Сергеевичь». Так у нас с ним и не сложилось.

Немало приходит представительниц других государств, беженок, переселенок. Некоторые из них, возможно, действительно были бы хорошими работницами, но они совсем не говорят по-русски. На днях одну такую привез муж, рвался заполнять за нее анкету, потому что она сама языка не знает, объяснял, что документов у нее нет, оформляют российские. Конечно, я такого человека не отправлю в семью, пришлось отказать.

Поддельные рекомендации

Кстати, о бумагах. Я на рекомендации почти не обращаю внимание. Раньше пыталась прозванивать, уточнять. И убедилась несколько раз, что они поддельные. Пишутся от имени родной матери якобы работавшей в семье няни. Звоню, фамилия же другая, задаю вопросы, и слышу на заднем плане голос работницы, она суфлирует, что говорить, что указала в рекомендательном письме.

Скажу честно, к себе в дом я бы не пустила процентов 90 из всех сотрудников, что числятся у нас. Как обезопаситься от нежелательного персонала? А вот никак. Методом проб и ошибок. Старайтесь поначалу не отходить от гувернантки или сиделки, проведите время вместе, не оставляйте ценные вещи на видном месте. И, конечно, не доверяйте самое главное — детей. То, что вы заказываете сотрудника в агентстве, а не по объявлению в газете, не является для вас никакой гарантией. В агентство они попали, потому что хозяйка агентства прочитала то самое объявление».