Ожоги, несовместимые с жизнью. Как восстанавливается лес после пожара

Восстановление деревьев после пожара происходит очень сложно и крайне медленно, поэтому прописная школьная заповедь: «Берегите лес от пожара!» актуальна и сегодня © / Регина Бадрутдинова / АиФ

В то время как в одних регионах из-за тёплого мая появились невиданные полчища комаров, а в других лесные угодья страдают от нашествия короеда и гусениц, на Южном Урале готовятся подсчитывать ущерб от лесных пожаров.  Согласно плану лесовосстановления, в этом году будет высажено порядка 3 000 новых сеянцев, что практически равно числу тех деревьев, что были уничтожено огнем в прошлом году. Но смогут ли эти меры стать эффективными? Об этом «АиФ-Челябинск» спросил экспертов.

   
   

Огненная весна

Под угрозой уничтожения во время пожаров в минувшем мае оказались сотни гектаров леса, в том числе и реликтовые деревья в Санарском бору. Всего по данным управления лесами региона по состоянию на утро 5 июня 2018 года на территории лесного фонда Челябинской области с начала пожароопасного сезона ликвидированы 548 пожаров на площади 22 368,29 га. На тушении были задействованы 6 717 человек и 2 302 единицы техники.  Для сравнения за весь пожароопасный сезон прошлого 2017 года (с апреля по октябрь) было ликвидировано 420 пожаров на площади 3 053,04 га. На тушении были задействованы 4 001 человек и 1 444 единицы техники.

Сейчас специалисты говорят о том, что пик пожароопасного сезона пройден и особый противопожарный режим снят, но данные  о пострадавших лесах станут известны не раньше осени.

«Восемь лет занимаюсь тушением лесных пожаров в своем Красноармейском районе. Считал себя человеком сведущим в лесном деле. Но в этом году все гораздо сложнее. Лесные пожары у нас низовые. Считается, что они наименее травмоопасны для леса. Но из-за того, что дуют сильные ветра. гарь и копоть поднимается высоко и оседает на деревьях. В это трудно поверить, но многие деревья из-за копоти  так и не смогли выпустить листья», - делится своими проблемами Гафур Галимов. руководитель Красноармейского лесничества Челябинской области, где также полыхали леса этой весной.

Гафур и сотрудники лесничества смогли отстоять деревни своего района от натиска лесного пожара.

По осени считают головешки

Лесники очень надеются, что до осени деревья смогут отойти от пережитого стресса и останутся живы, в противном случае в лесничествах появится еще одна проблема -  утилизация горелой или погибшей древесины. По признанию самих лесников. им часто приходится слышать обидный миф о том, что лесные пожары им на руку, ведь пожарную древесину берут охотнее и дешевле местные жители на дрова.

«На самом же деле, мараться о копоть и сажу желающих мало. Все хотят, чтоб дрова были чистые, ведь сажа и копоть имеют свой запах. Такие дрова не каждый захочет приносить в дом и топить ими камин или печь. От них много грязи. А между тем проблема утилизации древесины, оставшейся от пожара, очень актуальна. Ведь если оставить ее в лесу, то это будет еще один фактор, провоцирующий новые пожары», - рассказывает Гафур. Он высаживает все новые и новые сосны, взамен тех, что сгорели в прошлые годы.

   
   

Чтобы вырастить сосну и высадить ее в лесу, нужно время. Чтобы сеянец окреп и получил шанс выжить, траву вокруг многократно пропалывают сначала ручным, а потом и машинным способом. А еще сосны обрабатывают от вредителей, и так проходит четыре зимы и четыре лета. За это время сосенки становятся как родные дети, потому и при пожаре молодую поросль защищают от огня в первую очередь.

Расти, сосёнка и берёзка

Для полного восстановления леса как живого организма после самого страшного верхового пожара природе потребуется не меньше двух столетий. Самыми биологически ценными и сбалансированными считаются леса малонарушенные и реликтовые, в которых деревья одной породы стоят близко друг к другу и рядом с молодой порослью растут обычно и деревья-ветераны, возраст которых перевалил за 200 лет. Такие леса большая редкость на территории всей страны.

«Первыми на пожарищах,  как правило, вырастают крапива, осока и иван-чай. Так называемые пионерские виды растений, которые могут расти в золистых почвах. Спустя 2-2,5 месяца появляются побеги ягод, если они росли в этом месте ранее. Более или менее полное зарастание гари травами наступает через 2–3 года. Однако коренная растительность, то есть та, которая присуща тому или иному типу леса в ненарушенных условиях, после пожара восстанавливается очень редко. В этом лесу нужна помощь человека. Еще через 2-5 лет, возможно, появятся кустарники. Через 10  лет – молодые побеги деревьев», - рассказал старший инспектор охраны Ильменского заповедника Александр Дубинин.

От ожогов лес лечится самостоятельно по той же технологии, что и люди – пересадка здоровой кожи на обожженную. Как правило, выгорает лес неравномерно. Рядом с горевшими участками соседствуют те, что были задеты огнем гораздо меньше. Сила пламени зависит от сухости деревьев и силы ветра: деревья в низинах чаще всего менее опалены, чем те, что на пригорках, потому как влаги в них накоплено больше.

Чистить лес от пожарища первыми приходят насекомые. Как правило, это жуки и гусеницы, которые рады питаться поваленными деревьями. Вслед за ними прилетают птицы. Так налаживаются пищевые цепи, что также важны для восстановления полноценного биоценоза. 

Всходы трав и нежная поросль деревьев и кустарников привлекают на пожарище зайцев, глухарей, тетеревов. Уже через год число зверей и птиц на крупных пожарищах может превышать их количество на негоревшей площади.

Еще аукнется не раз 

Последствия одного пожара будут сказываться на состоянии всего леса еще долго. Тонкокорые породы – ель и сосна – погибают даже при слабом низовом пожаре. Они могут стоять на корню еще много лет после пожара, но, в конце концов, либо поражаются короедами, либо подвергаются гниению. Гибнет при низовом пожаре и молодняк лиственных пород: осина, ольха, береза.

Причина гибели деревьев при низовых пожарах – повреждение камбия в комлевой части стволов и ожоги кроны. Пороговая температура, после которой происходит отмирание тканей, 60 градусов. Поскольку с возрастом дерева толщина коры увеличивается, а крона поднимается все выше, устойчивость его к огню возрастает. Другими словами, чем дерево старше, тем больше у него шансов уцелеть при низовом пожаре. Вследствие повреждения камбия у деревьев происходит омертвление тканей. При частичном (одностороннем) омертвлении тканей на стволах образуются пожарные подсушины, протяженность которых в отдельных случаях достигает 10 – 12 метров, хотя обычно бывает значительно меньше. Подсушины располагаются, как правило, со стороны противоположной фронту движения пожара, то есть с подветренной стороны стволов, где происходит завихрение горячих газов и пламя задерживается дольше. При небольших размерах пожарных подсушин они постепенно зарастают. Но если подсушины достигают ширины 20 – 30 сантиметров, то они сохраняются до конца жизни деревьев. При повреждении камбия по всей длине ствола деревья погибают.

Восстановление деревьев после пожара происходит очень сложно и крайне медленно, поэтому прописная школьная заповедь: «Берегите лес от пожара!» актуальна и сегодня.

«В ситуации с лесными пожарами в нашем крае я не склонен винить власти или действующее законодательство. Также не намерен оправдывать и себя. Работа по предотвращению пожаров ведется, и если беда снова придет  в наш лес, то мы должны быть к ней максимально готовы. И дело здесь не в ведрах и лопатах, а в преступном равнодушии. Леса будут гореть до тех пор, пока каждый из нас будет думать, что это его не касается», - резюмировал Гафур Галимов.