Откровения мастеров. Как обманывают при ремонте компьютеров и смартфонов

Каждый компьютерщик имеет целый набор способов «разводки» клиента на деньги © / pixabay.com

Поломка компьютера, планшета или любого другого гаджета - вещь неприятная для большинства из нас. Как ни крути, без помощи специалиста в такой ситуации не обойдешься. Возникает вопрос, куда обратиться: в специализированную компанию или к одному из безвестных частников, чьими объявлениями пестрят двери подъездов и сайты услуг? Да вдобавок не влететь в копеечку. А вот это вряд ли удастся. «Развести» на деньги запросто могут и в фирмах по ремонту электроники, и предприимчивые одиночки. Вся разница – только в конечной сумме. Мастера по ремонту компьютеров и гаджетов рассказали «АиФ-Челябинск», какие уловки позволяют взять с клиента как можно больше денег.

   
   

Сумма «с потолка»

Александр – как раз из числа «мастеров-одиночек». В основное время трудится системным администратором в коммерческой компании, никак не связанной с электроникой. Ремонт оргтехники для него  - способ заработать лишний рубль-другой. И способ, по его словам, весьма прибыльный. Свои объявления он сопровождает стандартной припиской «Быстро, качественно, недорого». И нехитрая зазывалка действует: в неделю Александр выезжает по трем-четырем заявкам.

«Во-первых, сам факт вызова мастера говорит о дилетантстве заказчика. Знал бы, как починить – сделал бы это сам. А раз дилетант – делай с ним, что хочешь, бери, сколько не стыдно, - рассказывает компьютерщик. – Бывают сложные поломки. Например, «полетел» центральный процессор или жесткий диск. Я честно предлагаю клиенту самостоятельно купить его на стороне, например, через интернет-магазин, или приобрести у меня. У меня всегда есть для таких случаев несколько бэушных  деталей. Как правило, клиент ждать не хочет и соглашается на мой вариант. Я меняю одно старое нерабочее «железо» (так на сленге компьютерщиков называются комплектующие. – прим. «АиФ»), на другое старое «железо», которое мне досталось за копейки. И называю сумму, которую подсказывает обстановка».

Чистая психология

Конечная сумма за ремонт зависит от пола и темперамента клиента. Если Александра встречает крепкий матерящийся мужик, то больше тысячи рублей мастер с него не возьмет. А если, к примеру, женщина или интеллигент, то может запросить и две, и три тысячи.

«Но сильно много, как правило, не беру. Тем более, случается, что нужной детали у меня нет, и мне самому ее приходиться покупать, тогда «накидываю» максимум пятьсот рублей-тысячу непосредственно за ремонт. Конкуренция в нашей сфере бешеная, поэтому стараюсь делать так, чтобы в следующий раз снова обратились ко мне», - говорит мастер.

Обман и подмена

Но не все, как Александр, пекутся о каждом клиенте. Его коллега по ремеслу Павел чинит оргтехнику в специализированном салоне. Тут «с потолка» сумму не возьмешь – есть прейскурант. Но даже он не становится помехой в деле обмана доверчивых клиентов.

«Самый распространенный способ – при несложной поломке, ремонт которой у нас стоит 450 рублей, диагностировать что-то очень сложное, - рассказывает Павел. - Говоришь, что сгорела материнская плата или видеокарта. А это вместе с заменой стоит уже на порядок выше. Если клиент соглашается, все делается, как положено – чек, квитанция, в которой прописаны наименование работ и сумма. Вот только эта сумма за совершенно другую деталь, которая абсолютно целехонькая. Руководство обман поощряет, и с каждого такого случая мне помимо зарплаты полагается еще по 25-30%».

   
   

Но иногда Павел водит за нос и руководство. Клиенту квитанцию выписывает, но в журнале компании заявку не фиксирует. И тогда кладет в карман всю полученную сумму.

Другой распространенный случай – подмена дорогих фирменных комплектующих дешевыми подделками. Отличить их сможет только специалист. А изъятые детали жуликоватые мастера втридорога ставят другим, разборчивым клиентам.

Не верьте скидкам!

Еще один вид обмана, пусть и не такого явного, это жонглирование скидками. Их любят предоставлять как мастера-частники, так и салоны техобслуживания. Но, как правило, красивые заявления оказываются давно известным маркетинговым ходом.

«Не верьте, когда в объявлениях вы видите, что ремонт проводится со скидкой. Это «замануха». Если предлагают скинуть, допустим, 35 процентов, то, извините, от какой суммы? Покажите прейскурант! - объясняет Павел. – И если фирма скидывает больше трети стоимости, то возникает вопрос, а сколько она «накручивает» без скидок?»

Откровенное «кидалово»

Но бывают и случаи откровенного обмана. Во многих городах России работает целая сеть фирм-обманщиков. Схема, по которой орудуют псевдокомпьютерщики, такова: клиент откликается на привлекательное объявление о ремонте техники - низкие цены, оперативные сроки ремонта, и даже самому везти никуда не надо, приедет курьер и заберет ее в сервисный центр.

Курьер приезжает, составляет акт приемки-передачи оборудования и уезжает. А дня через два по телефону сообщают, что стоимость ремонта составит сумму в два, а то и в три раза выше той, что была заявлена изначально. Объясняют это необходимостью заказа запчастей из другого города, а то и страны.

Клиент, как правило, отказывается, ему говорят «хорошо, товар вернем», но заплатить деньги все равно придется: за диагностику и услугу курьера. А это полторы-две тысячи рублей. Не заплатишь – технику не вернут, так как это мелким шрифтом прописано в акте.

Один челябинец поступил в такой ситуации соответственно: забрал планшет у курьера, а денег не заплатил. Предложил судиться. Как можно догадаться, никаких дальнейших действий не последовало.

Шантаж за ваши деньги

Ещё один способ бесчестного заработка - откровенный шантаж. Клиенту обещают бесплатную диагностику и недорогой ремонт. Даже называют «потолок»: к примеру, 2500 рублей. К нему приезжает «мастер», который долго ковыряется в устройстве, скидывает самую важную информацию на свой диск, а потом называет запредельную сумму. Не две с половиной тысячи, а семь или восемь. Дескать, временное хранение файлов стоит денег, да еще надо оплатить какую-то чистку диска, дефрагментацию, форматирование и еще целый набор дополнительных услуг. Самое главное – были сделаны эти работы или нет - никак не проверить.

Клиент воспламеняется праведным гневом, на что получает ответ: или плати, или  данных назад не получишь. В лучшем случае удается сторговаться на меньшую сумму.

Два совета

Советов, которые дают сами же обманщики, всего два. Первый – это самостоятельно изучить устройство компьютера. Благо, интернет предлагает на эту тему тысячи статей. И чинить оргтехнику своими руками. Говорят, ничего особенно сложного в этом нет.

И второй – доверять диагностику и ремонт проверенным мастерам. Лучше прислушаться к совету друзей и знакомых, а вот с отзывами клиентов на сайтах специализированных компаний всё не так просто – часто хвалебные дифирамбы пишут сами сотрудники компании, отсеивая все негативные отклики.