От «Малютки» до «Дюны». Уникальный музей мотоциклов работает в Челябинске

В челябинском музее мотоциклов - более 500 экспонатов. © / АиФ

Любой байкер, оказавшись в этом месте, почувствует себя ребёнком, попавшим в кондитерский магазин. Да и не только байкер — ведь в уникальном челябинском музее мотоциклов собрано более 500 интересных экспонатов.

   
   

Коллекция в Челябинске сравнима с собранной в Ирбите, а этот город называют мотоциклетной столицей России, так как там сохранился единственный из 21 мотозаводов. А в нашем городе музей «Мото Эпоха» появился благодаря челябинцу Николаю Авдееву, «заболевшему» мотоциклами с самого раннего детства.

Фото: АиФ

С 5 лет в седле

«Сам я начинал с тяжёлого трёхколесного мотоцикла „Урал“, а было мне в ту пору всего 5 лет, — рассказывает Николай Авдеев. — Жили мы в сельской местности, где у многих были мотоциклы. Когда к нам приезжали гости, все знали — надо посадить меня на мотоцикл и всё, о ребёнке можно забыть — я уже с него не слезу! Водить учил отец. Самостоятельно ездить, конечно, не разрешал, но однажды, когда отец ушёл на работу, я нашёл запасные ключи и поехал. Передачи переключать не мог, ноги не доставали, поэтому гонял на первой. Это увидели соседские бабушки и пожаловались родителям. Но когда я подрос, мне уже разрешали возить на мотоцикле воду».

Николай Авдеев в детстве. Фото: АиФ

Ещё ребёнком Николай находил детали от мотоциклов и мопедов на свалках, просил сварщиков эти детали сварить, узнавал всё больше о технике, и больше всего, конечно, мечтал о собственном мопеде.

Любовь к мототехнике у Николая с детства. Фото: АиФ

«У нас был такой дед Ваня — ветеран, он всегда ходил в военной форме, — вспоминает Николай Авдеев. — На мопеде он ездил рыбачить, и вдруг как-то сказал мне: „Пусть мамка купит мне красненькую, а я тебе мопед отдам — мне уж он ни к чему, стар стал“. Так в 9 лет появился у меня мопед ПВ3. Затем я его поменял на мопед „Рига-5“».

Спустя годы Николай осуществил и другую свою мечту — собрал самые редкие и интересные модели мотоциклов, мопедов. Когда коллекция сильно разрослась, возникла мысль о музее.

«Малютку» оценил Хрущёв

Один из уголков посвящён Великой Отечественной войне — тут находится австрийский мотоцикл Puch 1938 года выпуска. Его в буквальном смысле откопали в окрестностях Волгограда. Любопытно, что железные канистры, которые до сих пор привычны любому автомобилисту, берут своё начало от немецких канистр времён войны — их форма с той поры не менялась.

   
   

«Каждый экспонат здесь интересен, — говорит Николай Авдеев. — Вот, например, мотоцикл Л-300, который можно увидеть в довоенном фильме „Тимур и его команда“. Их очень мало сохранилось, потому что мотоциклы реквизировали для нужд фронта, а там вся эта техника была уничтожена».

Фото: АиФ

Чуть дальше можно увидеть «Малютку» — самодельный мини-мотоцикл, который собрал на базе инвалидной коляски «Циклоп» Владимир Шарабин, умелец из Чебоксар. Эта модель попала в журналы «За рулём», «Техника — молодёжи». А в 1961 году «Малютку» показали на ВДНХ. Сам Никита Хрущёв опробовал мини-мотоцикл и заявил: «Такую технику надо производить серийно!». К сожалению, дальше слов дело не пошло.

А вот микроциклет пытались выпускать на Рижском мотозаводе, но против выступила ГАИ — мол, такую технику не видно на дороге, что чревато ДТП.

Есть в музее также единственный в мире почтовый мопед, который выпустили в 1961 году в Харькове. Рядом — первый советский мотовелосипед ХВ3 В 901.

Фото: АиФ

«А это мопед „Львовянка“. — показывает Николай Авдеев. — Я его чинил, когда был совсем малышом — вместе с друзьями. Спрашивал у старших пацанов, что такое карбюратор».

Некоторые модели есть только в челябинском музее — скажем, спидвейный юниорский мотоцикл Jawa, который мог поворачивать только налево. Лишь в Челябинске и Риге сохранились мопеды «Малыш» 1963 года, которые разбирались на две половины.

Фото: АиФ

Необычно выглядит так называемое мотор-колесо, произведённое в Германии в 30-х годах прошлого века: его можно было поставить на велосипед, превратив его сразу в мопед. А как вам мотоцикл Piaggio Pack 2, сделанный из кожи? Или мотоцикл «Хонда Мото Кампо», который выступал в роли запасного колеса — его клали в багажник автомобиля «Хонда Сити». Считалось, что если машина сломается, дальше можно отправиться на мотоцикле. Впрочем, идея не прижилась, и таких моделей сохранилось мало.

Мотор-колесо могло превратить любой велосипед в мопед. Фото: АиФ
Вместо металла этот мотоцикл покрыт кожей. Фото: АиФ
Японские конструкторы предлагали возить маленький мотоцикл в багажнике авто. Фото: АиФ

Кроме того, в Челябинске нашёл приют и архив уникального клуба мотобола «Сатурн», который 50 лет действовал в Набережных Челнах. Несмотря на то, что клуб посещали многие небедные ныне люди, и архив, и техника могли оказаться на улице — к счастью, в Набережных Челнах знали о Николае Авдееве и переправили то, что удалось сохранить, в Челябинск.

Фото: АиФ

В музее есть примеры того, как двигатели мотоциклов использовали для самых разных целей — делали аэросани, поднимали в воздух дельтапланы. Коллекция включает не только технику, но и обширную литературу — книги, справочники, атласы, техруководства. На стенах фотографии и даже интересные факты — о самом высоком мотоцикле более чем в 5 метров, о самом маленьком весом в 1,1 кг, о самом быстром, разогнавшемся до 605,7 км в час, о самом большом, достигавшем в длину 10 метров.

Примечательно, что об уникальности музея свидетельствуют не только мотоциклы и мопеды. Здесь, например, можно увидеть двигатели, на которых, по словам Николая Авдеева, держалось всё советское народное хозяйство.

Фото: АиФ

Рядом с образцами двигателей и бензопила МП-220 — её использовали советские бойцы для расчистки леса. Таких пил сохранилось лишь две — одна из них находится в Москве, а другая в Челябинске.

Кто сделал «Дюну»?

Экспозиция музея впечатляет, но не меньше техники ещё дожидается своего ремонта в ангаре. Появляются и новые — точнее, старые образцы. Некоторые представляют собой настоящую загадку.

«Вот нашли в Самаре мопед под названием „Дюна“, про который практически нет никакой информации, — показывает на экспонат Николай Авдеев. — Сделан на базе детского велосипеда, написано „Иж“, но это точно не он. Исполнение явно заводское, не самодел. Глушитель явно оригинальный, по размерам. Вероятно, единичный опытный образец, будем разбираться».

Музей — это, кстати, не только выставочные залы, но и цеха: один из них «грязный», где технику ремонтируют, другой «чистый», где модели чистят и красят. Для каждой модели свой стол — сейчас, например, приводят в порядок немецкий «Вандерер Спорт» 1937 года.

Экспонаты проходят подготовку, прежде чем попасть в зал музея. Фото: АиФ

Посмотреть на всю эту красоту приходит немало посетителей. Есть и организованные экскурсии, в том числе для детей. Приезжают любители и коллекционеры из других городов.

«Вот только поддержки нам не хватает, — признаётся Николай Авдеев. — Подавали на грант, но нам отказали. Музей пока существует только за счёт того, что мне удаётся зарабатывать, как предпринимателю. Не скрою, есть много желающих купить коллекцию, но хочется, чтобы о Челябинске знали, как месте, где есть музей мотоциклов. Здесь уже самая большая в России коллекция мини-мотоциклов. Есть и другие редкие образцы, как вы видели. Надеюсь, что всё-таки коллекцию удастся сохранить и преумножить».

Фото: АиФ
Фото: АиФ
Фото: АиФ
Фото: АиФ