Общественники заподозрили челябинский вуз в сомнительной закупке на 5,2 млн

Фото Александра Фирсова / АиФ

Челябинск, 19 июня, – Эльдар Гизатуллин, Марина Малкова,«АиФ-Челябинск».

   
   

Эксперты из челябинской общественной организации «IT–Дозор» обратили внимание на закупки Южно–Уральского государственного медицинского университета. После тщательного расследования выяснилось, что в вузе оказалась техника, паровой стерилизатор, законность ввоза которой на территорию России под сомнением. Есть у общественников ряд вопросов и к цене этой техники – купили её за 5,2 млн рублей у единственного вышедшего на конкурс поставщика, который предложил гораздо более высокую, по сравнению с аналогичными закупками, цену.

«Нас заинтересовала, в первую очередь, закупка немецкого автоклава «Cliniclave 45 M»– стерилизатора для инструментов, торги по закупке которого южноуральский медуниверситет провел в в августе прошлого года, – рассказал ведущий эксперт–аналитик общественной организации «IT–Дозор» Дмитрий Денисов. – Надо сказать, такое внимание было не случайным. Схожие подозрительные случаи с закупкой медицинского оборудования были в Самаре, Санкт–Петербурге, Петрозаводске. Где–то имеют место просто ошибки, но где–то и умысел. Нас поразило, что стерилизатор стоимостью более пяти миллионов рублей приобрели для вивария – по сути, для лабораторных мышей и крыс. Мы стали разбираться в ситуации».

Поясним, что автоклав работает на пару под давлением. Можно, конечно, спорить, нужна ли была такая дорогая техника для вивария – специалистам виднее. И нужна ли была именно импортная техника, хотя аналогичное оборудование производят и в России, и даже в Челябинской области – в Миассе. Но даже этот немецкий автоклав можно было приобрести за меньшую сумму.

К примеру, 29 августа 2016 года ФБУ «НМИРЦ», что расположено в Обнинске, приобрёло аналогичный автоклав той же самой фирмы за 3 миллиона 758 тысяч рублей. Примерно такие же цены назвали ещё два поставщика – ООО «Dentalgroup–company» и ООО «ЮПаКом». Цена у самого производителя, компании «Melag», составляет 2,3 млн. Даже с учетом расходов на ввоз в Россию  – стоимость стерилизатора этой модели не может увеличиться до 5 млн. Однако ЮУГМУ купил автоклав у ООО Медицинская компания «Регион–Медика» именно за 5,2 млн рублей.

Подчеркнём, согласно документации, речь идет о закупках одной и той же модели аппарата. Информацию об этом подтвердил официальный представитель производителя, компании «Melag», в России и странах СНГ Алексей Евланов, с которым связались общественники.

«Завышение цены составило почти 1,5 миллиона рублей. Даже при разнице курсов валют не объяснить подобный разрыв! Мы сделали запрос в вуз, нам ответили, что цена выше, так как у этого автоклава две двери – эта модель обозначена буквами МD, – отметил Дмитрий Денисов. – Однодверная модель обозначена литерой M. Однако с моделью МD вообще получается интересная история – на данную модель нет регистрационного удостоверения Росздравнадзора. Выяснилось, что регистрационное удостоверение, выдано только на модель 45М – то есть, однодверную.

   
   

Общественники подозревают, что путаница с моделями возникла не случайно – при проведении конкурса на поставку автоклава в требованиях упомянута однодверная модель 45М, однако требования при этом указаны другие – в частности, прописано, что необходимы две двери, как у модели 45MD.

«Мы считаем, что это сделано намеренно, чтобы отсечь всех поставщиков, кроме одного конкретного – в данном случае это компания ООО Медицинская компания «Регион–Медика», – рассуждает эксперт. – Кстати, в акте приёмки, который подписали ректор вуза и специалист А. Синицкий в качестве заводского серийного номера указана именно модель 45MD. Этот аппарат приняли, а ведь должны были отказать, тем более, что габариты отличаются от прописанных. И не только габариты. В нарушение условий закупки в вузе приняли модель, которая потребляет 32 ампера (согласно информации, подтвержденной официальным представителем производителя), а не 16, как было указано в техническом задании. Также впору задаться вопросом, как попала модель 45MD в Россию? В Самаре и Белгороде уже были скандалы с автоклавами – эти грузы были опечатаны. У нас же заказчик принял товар, который не соответствует техническому заданию, спецификации к контракту и документации производителя, да ещё и переплатил».

В акте приемки не совпадает наименование полученного товара и серийный номер, который принадлежит модели, несертифицированной в России. Фото: сайт госзакупок

Общественники призвали начать проверки и в Челябинске. К проверкам подключилось Управление Федерального казначейства по Челябинской области – специалисты этого ведомства выяснили, что в виварии действительно находится модель MD, хотя на самом аппарате маркировка другой модели. Информация после проверки поступила в прокуратуру области.

Эксперты, в свою очередь, провели активную переписку – как с компанией–производителем, официальными дистрибьюторами, так и с медвузом. Так, в компании–дистрибьюторе разницу в стоимости объяснили тем, что автоклав имеет дополнительное оснащение. Но после консультации с производителем выяснилось, что большинство, в том числе и упомянутая «современная цифровая система «кард–ридер» – это базовые опции, за которые дополнительно платить не нужно. Исключение можно сделать, разве что для тележки и монтажного комплекта, которым оснащен автоклав, но разве может она стоить почти 1,5 миллиона рублей?

Как удалось выяснить общественникам, автоклав закупили для вивария. Однако пояснений, почему в вузе приняли оборудование, характеристики которого не соответствуют техзаданию, так и не последовало.

«По нашему мнению – это известная схема при проведении госзакупок, – заявляет Дмитрий Денисов. – Выдвигают заведомо невыполнимые требования, чтобы в конкурсе победила какая–то конкретная фирма – она, конечно, поставляет товар, описания которого не соответствуют заявленным, но на это закрывают глаза. В таких схемах очень возможна коррупционная составляющая».

Это мнение разделяют и многие другие общественники – к примеру, активист ОНФ Дмитрий Чебаков, который расследовал схожие случаи в Карелии, сообщил:

«Яркий пример нарушения в закупках медоборудования – составление техзадания под конкретный товар. Для парового стерилизатора заказчик излишне конкретизировал технические параметры, которые не влияют на функциональные свойства товара. К примеру, глубину стерилизационной камеры не менее 990 мм не имеет ни один из представленных на рынке российских аналогов паровых стерилизаторов, несмотря на полное соответствие стандартам РФ. Совокупность этого и других требований исключила возможность участия в аукционе нескольких компаний–производителей. Только с третьего раза заказчик разместил открытое техзадание, которое позволило выиграть конкурс компании, поставляющей отечественное оборудование. Таким образом удалось сэкономить 4,1 миллиона рублей.

Интересно, что ООО МК «Регион медика» зарегистрирована в Челябинске. Владельцем, а также директором и главным бухгалтером является один человек – Кольцова Светлана Викторовна. Фирма регулярно участвует в аукционах медуниверситета, становясь либо единственным поставщиком, либо выигрывая торги.

«Удорожание произошло за счет того, что мы должны были поставить двухдверную модель, то есть 45MD (на сайте компании Megal цена такого оборудования составляет 35,9 тыс. Евро, то есть 2,3 млн рублей, - прим., автора). Это был первый такой стерилизатор, поставленный в Россию. Это сертифицированная модель, иначе бы мы не смогли ввести ее в Россию. Мы работаем на этом рынке более 15 лет, являемся добросовестным поставщиком. Работаем напрямую с изготовителями», - рассказала «АиФ-Челябинск» Светлана Кольцова.

Однако на вопрос, почему в акте приёмки речь идёт о модели 45М, а в серийном номере указана другая модель – предприниматель ответить не смогла, попросив отправить запрос на электронную почту и уточнив, что закупку проверяла Антимонопольная служба.

Что ответили в вузе

Внимание общественников привлекли и другие контракты, которые на конкурсной основе заключил медвуз. К примеру, почему все конкурсы по закупкам услуг физической охраны на протяжении почти трёх лет выигрывает одна компания – ООО ЧОО «СпецОхрана», которая не участвует в других госзакупках. Или же, что означает прописанный в требованиях «уникальный опыт охраны образовательных учреждений минздрава».

«Законных оснований отказать в заключении контракта организации, заявка которой по итогам оценки набрала наибольший рейтинг по причине неоднократности «выигрышей» в проведённых ранее процедурах, попросту не существует, – объяснил ректор Южно–Уральского государственного медицинского университета Илья Волчегорский, – Кроме того, утверждение о неучастии ООО ЧОО «СпецОхрана» в других госзакупках не верно – указанная организация участвовала, например, в закупках центра занятости населения Челябинска, Саткинского психоневрологического диспансера и других учреждений. Что касается требований по уникальному опыту, то нам, как заказчику, очень важно, чтобы сотрудники охранной организации имели представление о санитарных нормах и правилах. Кроме того, на наших объектах мы ведём научную и учебную деятельность с использованием объектов 3 и 4 классов опасности, патогенных микроорганизмов, лабораторных животных.

Комментарий по поводу закупки дорогостоящего автоклава медуниверситет так и не предоставил – официальный запрос по этому поводу «АиФ–Челябинск» отправил в вуз больше месяца назад.