В этом году приняты новые Правила землепользования и застройки Челябинска, условно разделяющие территорию города на три зоны, для каждой из которых установлены свои градостроительные регламенты. Как это повлияет на качество городской среды? Будет ли совершенствоваться коммунальная инфраструктура? Решаются ли вопросы с парковками и ливнёвками? На вопросы «АиФ-Челябинск» ответил председатель Челябинской городской Думы Андрей Шмидт.
Набережная – связующий каркас
– Андрей Владимирович, какие решения Думы, принятые в 2023 году, вы считаете наиболее значимыми?
– Два года назад была принята Стратегия социально-экономического развития Челябинска на 15 лет, потом генеральный план, в августе депутаты приняли Правила землепользования и застройки города (ПЗЗ), разработанные с учётом этих документов. Разработка новых правил велась в течение целого года, на базе комплексного анализа города Челябинска. Учитывались существующая плотность застройки и населения, озеленение, обеспеченность объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. В стратегии подчёркнуто, что городу нужен дифференцированный подход. В новых ПЗЗ как раз и реализован такой подход. Территория Челябинска разделена на зоны развития, стабилизации и сжатия. К разным типам территорий необходимо предъявлять разные требования по параметрам, основываясь на социокультурных, исторических, градостроительных контекстах.
В зоне развития предполагается формирование многофункциональных территорий и районных центров, реализация КРТ, активные градостроительные преобразования, это в том числе зона культурно-исторического центра. Зона стабилизации – это периферийные территории развития с одновременным созданием инфраструктуры городской среды и решением вопросов, связанных с благоустройством. Земли в зонах сжатия будут развиваться безотносительно градостроительного освоения (например, зоны аэропортов, кладбищ, особо охраняемых территорий). Для каждой территориальной зоны установлены свои градостроительные регламенты и требования. На наш взгляд, это повысит эффективность использования территорий и качество городской среды.
– Действительно в каждом районе будет свой центр?
– Концепция полицентричности соблюдается: все значимые места должны быть в 15-минутной доступности для горожан. МФЦ, учреждения здравоохранения, образования, спортивные сооружения, подразделения полиции – всё должно быть под рукой. Поэтому мы больше не стягиваем всё в центр города, а создаём в каждом районе свой центр. В зоне рекреации особое внимание уделено зелёным насаждениям, их площадь увеличится на 900 гектаров! Реализация принятых правил позволит развить природно-рекреационный каркас в виде набережной. Пример уже есть, это несколько километров набережной в районе филармонии. Общая протяжённость набережной с двух сторон – порядка 60 км. Благоустройство набережной от плотины до «Юности» разбито на 12 проектов, воплощать в жизнь их будем поочерёдно. В итоге через некоторое время центром притяжения у нас будет вся набережная. Из парка Гагарина через набережную можно будет попасть в парк Пушкина и даже в Металлургический район. Как главный маршрут для пеших прогулок, велопрогулок она станет ещё привлекательнее для инвесторов. Такая концепция городской среды, где все парковые и пешеходные зоны объединены в единый комплекс, связаны друг с другом, реализована в красивейших городах мира и будет в Челябинске.
«Картофельные поля» закончились
– Какие основные моменты развития города ещё можно отметить?
– Больше город расширяться не будет, «картофельные поля» вокруг него закончились. Несколько лет застройщики возводили жильё в чистом поле, призывая челябинцев переезжать за город, где по факту не было ни дорог, ни детсадов, ни школ, ни больниц. И не хватает до сих пор. Несмотря на то что с 2019 года построены десятки соцобъектов в новых районах, остро стоит вопрос по первичной медицинской помощи в Чурилово, в Парковом. На фоне расширения города у нас проседает центр – Центральный, Тракторозаводский, Ленинский, Советский районы. Теперь мы займёмся ими. Определено порядка 50 участков комплексного развития территорий (КРТ), где много ветхо-аварийных домов. Мы подсчитали: чтобы расселить их жителей, нужно от 5 млрд рублей. Закон о КРТ открывает новые резервы для развития города: земли в центральной части города привлекательны с точки зрения инвестиций. Конечно, строителям будет непросто, ведь КРТ – работа в живой ткани города, где люди уже живут. Например, сегодня зашёл инвестор в Ленинский район, речь о бывшем жилом фонде ЧКПЗ на Копейском шоссе. В течение 15 месяцев с момента утверждения документации по планировке данной территории подлежат переселению жители из аварийного жилья, остальные – в срок до пяти лет.
Вместе с тем для решения наиболее острых вопросов область выделила бюджетный кредит в размере 500 млн рублей. На эти средства, в частности, будет приобретено жильё для расселения аварийных домов в Тракторозаводском и Металлургическом районах.
Вопрос с парковками при реализации КРТ будет решаться в основном с помощью подземного паркинга, в ряде случаев он будет подземно-наземным.
– Можете ли вы назвать ещё проекты, которые реализуются в Челябинске и являются знаковыми для него?
– Прежде всего идёт процесс улучшения качества транспортного обслуживания населения. Разработана Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Челябинска до 2041 года, реконструируются дороги, обновляется подвижной состав общественного транспорта.
Реализуется Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Челябинска на период до 2041 года, строятся, ремонтируются и модернизируются теплотрассы, очистные сооружения водоснабжения и водоотведения.
Сегодня на Думе депутаты рассмотрели и утвердили схему ливневой канализации в городе. До 2033 года будут построены новые ливнёвки, через которые сточные воды будут подаваться на очистные сооружения. Бесхозные ливнёвки передадут в управление специализированным организациям, появится система диспетчеризации, во время сильных осадков город перестанет топить. Эти проблемы копились десятилетиями, они очень затратны по всем параметрам. То, что город сегодня пытается комплексно их решать, большой прорыв.
– Могут ли появиться новые масштабные проекты и программы, подобные инициативному бюджетированию?
– Надо понимать, что инициативные проекты – это способ участия граждан в местном самоуправлении. Инициативным проектом может стать любой вопрос местного значения, будь то молодёжный форум, спортивные соревнования, культурный фестиваль и т. д. Просто для Челябинска сегодня в приоритете проекты благоустройства. Программа инициативного бюджетирования у нас реализуется с 2021 года. Когда были реализованы первые проекты, горожане поверили, что так можно решать наболевшие вопросы, и стали активнее включаться в процесс. В 2023 году на реализацию инициативных проектов из бюджета области было выделено более 500 млн рублей, средства направлены на 113 проектов. Нужно сказать, что подход граждан к благоустройству общественных пространств становится более профессиональным. Даже небольшие дворы сегодня возможно сделать удобными для всех: и для спортсменов, и для малышей, и для пожилых, и для тех, кто выгуливает собак. Здорово, что люди начинают думать не только о своей квартире, но и о том, что происходит за её пределами. К тому же это объединяет. К сожалению, не все ценят преображение территорий, имеются факты вандализма. Поэтому на встречах с горожанами депутаты всегда говорят о необходимости сохранения благоустройства, просят воспитывать в детях бережное отношение к окружающей красоте.
О новом статусе Челябинска
– Депутаты гордумы предложили пересмотреть статус Челябинска: из округа с внутригородским делением (по районам) он должен получить статус городского округа. Что изменится в связи с этим?
– Если Заксобрание области одобрит нашу идею, система организации местного самоуправления станет одноуровневой. У двухуровневой было много минусов: дублирование и дробление городских полномочий, бюджетная необеспеченность районов, усложнение решения проблемных и текущих вопросов, размывание правового поля... При одноуровневой системе в Челябинске будет один глава города, один представительный орган местного самоуправления – Челябинская городская Дума, один исполнительный орган – администрация города со структурными подразделениями во всех районах. К слову, при ликвидации двухуровневой системы возникла даже экономия – 53 млн рублей в год! Районные администрации сохранятся, но главы районов будут не избираться, а назначаться главой Челябинска. Районных советов не будет. Преобразование будет постепенным, депутаты райсоветов и гордумы текущих созывов доработают до конца срока полномочий. Новый созыв гордумы будет избран в сентябре 2024 года. Заниматься гордума будет прежними правотворческими вопросами.
– Недавно вы были избраны председателем регионального отделения Военно-исторического общества. Какие задачи ставите перед собой на новой должности?
– Сегодня отмечаются попытки переписать историю и исказить факты, чтобы принизить значимость культурно-исторического пути нашей Родины. Именно тут важна роль Военно-исторического общества, работа всех его сторонников по сохранению и преумножению традиционных ценностей, популяризации истории России и Южного Урала, воспитанию молодёжи в духе патриотизма. И у нас богатейшая почва для этого. Мы живём в уникальном месте. Здесь жива память о легендарном Танкограде, здесь истоки цивилизации с 10-тысячелетней историей. Необходимо транслировать знания, передавать их новым поколениям. Думаю, что мы сможем привлечь в Челябинск и новых интересных спикеров федерального уровня. Темы Южного Урала должны занять достойное место среди регионов России.