Невидимка в панцире. Плавающий броневик создают в Челябинске

Изобретатели хотят создать автомобиль легче и быстрее действующих аналогов. © / pixabay.com

Изобретатель уверен, что ткань, из которой делают бронежилеты, сможет пригодиться и при создании плавающего бронеавтомобиля.

   
   

Михаил Жихарев, аспирант физического факультета ЮУрГУ, сейчас вместе с коллегами работает над созданием плавающего бронеавтомобиля. Новая техника будет весить всего 10 тонн, а проплыть сможет более 100 км на скорости 80 км в час.

Керамика и ткань

По словам Михаила Жихарева, речь идёт не о массовом производстве, а о транспорте спецназначения. Плавающие бронеавтомобили есть и сейчас, но делают их из металла, а это приводит к целому ряду недостатков, главный из которых – большой вес машин.

«Мы предлагаем изготавливать бронеавтомобили из композитных материалов – стеклопластика, углепластика и керамики, – рассказывает изобретатель. – У всех этих материалов много преимуществ. Они прочнее, чем металл, у них небольшая масса. Они устойчивее к воздействию воды. Конечно, идея возникла не на пустом месте, у нас были разные наработки, научный руководитель группы Сергей Сапожников, например, занимался разработкой бронежилетов.

Броня у нового автомобиля будет в несколько слоёв. Сверху керамика, которая защищает от пуль и разрушает их, затем подкладка из арамидной ткани (как раз из неё делают бронежилеты: переплетение арамидных тканей позволяет снижать разрыв до минимума) и, наконец, третий, конструктивный слой, который должен ловить осколки, которые всё–таки пробили все другие слои.

Эти материалы применяют и в других машинах, но там они разделены на слои, а у нас это будет единое целое, где материалы выполняют как конструкционные, так и защитные функции».

   
   

Весить такой бронеавтомобиль по сравнению с действующими моделями будет всего10 тонн, тогда как, например, вес американского металлического аналога достигает 30–35 тонн.

«У нашего решения есть и свои сложности, – признаёт Михаил Жихарев. – Надо всё тщательно рассчитать, спроектировать, чтобы в случае повреждения машина просто не развалилась на части. Хотим сделать бронеавтомобиль модульным, чтобы можно было менять его размеры. Другая задача – достичь скорости не менее 80 километров в час при передвижении по воде и на расстояние до 100 километров. БТР тоже плавают, но скорость у них довольно ограниченная. Кроме того, собираемся сделать наш бронеавтомобиль невидимым в инфракрасном спектре. Металл в этом спектре хорошо виден, чего нельзя сказать о наших композитных материалах».

На заметку
Увидеть документальный фильм «Россия: нам 25 лет», героем которого стал Михаил Жихарев, можно будет 4 ноября на канале «Россия–1».

В этом году группа изобретателей заканчивает научно–исследовательскую работу, следующий шаг – заявка на конструкторскую работу в Российский научный. Два года назад ребят уже поддержали деньгами – они тогда были единственные в вузе, кто выиграл грант, а всего в России одобрили каждую 11–ю заявку.

Сплав решений

Разработчики броневика также надеются, что партнёром по проекту станет одно из промышленных предприятий – например, в сфере ВПК. Проблема, однако, в том, что в области большинство заводов работает с металлом. Тех, кто занимается композитными материалами, немного даже в масштабах страны. Кстати, в европейском авиастроении использование композитных материалов очень распространено. Ведь чем легче самолёт, тем меньше топлива для него понадобится. До 70% самолёта состоит у них из стеклопластика. У нас же доля таких материалов не столь велика, к сожалению. Правда, тоже уже меняют подход, но находятся в самом начале.

«Работы нам хватит ещё надолго, говорит Михаил Жихарев. – Так, надо разрабатывать водомёты, благодаря которым наш бронеавтомобиль будет передвигаться. Есть уже готовые, но они не подходят под наши характеристики. Создаём так называемые мотор–колёса – подразумевается, что для каждого колеса есть свой мотор. Это тоже новая для России разработка, и здесь нам очень помогают коллеги с энергетического факультета. Другая техническая задача – шины. Привычные всем обычные шины сильно нагреваются, а значит, становятся хорошо видимы в инфракрасном свете. Поэтому мы решили использовать не надувные, а каркасные шины, которые состоят из ячеек, способных испытывать необходимое давление. Будем их изготавливать также из композитов».

Кстати

На счету молодых учёных из ЮУрГУ немало интересных изобретений. Среди них ортопедическая стелька и экзоскелет для спортсменов, антенна для посадки самолёта в плохую погоду, браслет для диагностики здоровья, технология обработки мяса при помощи полезных бактерий, новые виды творога, соединённого с пророщенной пшеницей (есть даже творог красного цвета), мясные чипсы.

Смотрите также: