Кто должен вывозить? В Челябинске обсудили проблему древесных отходов

Представители трех государственных ведомств – Управления Госжилинспекции, Управления федеральной антимонопольной службы и Министерства экологии Челябинской области, а также региональных операторов, которые осуществляют вывоз твердых коммунальных отходов на территории Южного Урала, сверили позиции. В Челябинске состоялось совещание по вопросам обращения с растительными отходами. Речь о срубленных ветках, спилах деревьев, пнях и кряжах, то есть мусоре, который образуется в результате ухода за зелеными насаждениями.

   
   
Фото: Центр коммунального сервиса

Нередко такие отходы складируются на контейнерных площадках, либо вблизи. В таких ситуациях возникает вопросы – кто же должен их вывозить. Межведомственная встреча была посвящена данной проблематике.

«Министерством экологии как органом, регулирующим деятельность региональных операторов, обеспечивающих систему обращения с ТКО в регионе, сформирована достаточно четкая однозначная позиция. Отходы, образующиеся от регулярного ухода за зелеными насаждениями (ветки, порубочные остатки, кряжи, пни), не относятся к ТКО. Мы, формируя эту позицию, исходили прежде всего из нормативного регулирования: это 89 федеральный закон ФЗ, это порядок определения нормативов накопления ТКО. Таким образом составлена территориальная схема обращения с ТКО... Таких отходов как отходы от содержания зеленых насаждений в составе ТКО в территориальной схеме не приведено», - рассказала начальник управления организации обращения с отходами Минэкологии Челябинской области Юлия Жукова.

Вместе с тем, жители Челябинской области периодически просят убрать завалы из веток с контейнерных площадок, для решения вопроса они обращаются в разные инстанции. Однако найти собственника таких отходов, который и должен нести затраты на их вывоз и утилизацию, не всегда удается. В итоге это становится проблемой либо муниципальных властей, либо управляющих компаний (УК).

Участники встречи в ходе дискуссии задались вопросом - кто же складирует ветки и пни на контейнерных площадках и вблизи них. Как выяснилось, источников создания таких отходов на самом деле не так и много. В ходе общения были названы три таких источника, а именно:

отходы от плановой подрезки во дворах, скверах, парках, на обочинах дорог, в промзонах и других городских пространствах;

спилы от плодово-ягодных культур с частных подворий;

   
   

древесные отходы иного происхождения.   

Опыт Златоуста

Каждый муниципалитет отслеживает процесс спила старых деревьев и санитарной подрезки растений. Органы местной власти выдают заявителям (это могут быть управляющие компании, муниципальные, ресурсоснабжающие или коммерческий организации), так называемые «порубочные билеты» (в разных муниципалитетах этот документ может называться по-разному). Такой подход позволяет отслеживать тех, кто образует древесный мусор, однако, как рассказал руководитель ООО «Златспецсервис» (компания является региональным оператором в горном кластере) Артем Медведев, выдача муниципальных разрешений на работы по подрезке деревьев и кустарников не всегда является гарантией вывоза и утилизации веток и стволов с территории муниципалитета.

Дело в том, что исполнители для таких работ зачастую привлекаются через конкурсные процедуры (их проводит муниципалитет). При этом еще недавно некоторые компании, заявлявшиеся на участие в тендерах, предлагали заманчиво низкие расценки на услуги. Занижение стоимости работ в итоге выливалось в проблему - после проведения торгов выяснялось, что «победитель» не включил в смету на подрезку, к примеру, тополей и берез, расходы на вывоз и утилизацию древесного мусора. Когда же требование включать в смету такие расходы стало обязательным, появилась другая проблема – мусор, вывоз и утилизация которого все же были включены в перечень работ, стал оседать на контейных площадках жилфонда и частного сектора, либо в лесополосе. Но и эту беду в Златоусте удалось победить:

«Мы рекомендовали включить в конкурсную документацию по таким видам работ – обязательное представление исполнителями работ треков движения транспорта, который привлекается для вывоза древесных отходов. И это проблема на сегодняшний день практически решена в Златоусте.  Потому что подрядчик понимает, что ему нужно будет отчитаться о том, куда он отвез отходы», - рассказал Артем Медведев.

Представитель «Златспецсервис» рассказал, что опыт Златоуста могли бы взять на вооружение и другие муниципалитеты, для чего стоило бы провести общее совещание. Это бы во многом сняло проблему.

«Притащили и положили»

Представители одной из УК Челябинска, которые присутствовали на встрече, рассказали, что многоквартирные дома, которые они обслуживают, примыкают к частному сектору. При этом жители частных подворий зачастую, не задумываясь, несут к контейнерной площадке на территории МКД спиленные ветки и выкорчеванные кусты плодово-ягодных растений. Такой мусор явно не был образован на территории МКД, но является головной болью для УК и муниципальных образований, которые отвечают за содержание контейнерных площадок в сельской местности и частном секторе. 

Еще один участник встречи - представитель администрации Копейска - рассказал, что на вопросы, которые он адресует в управляющие компании – откуда появились ветки на контейнерной площадке, если порубочный билет не оформлялся, получает примерно такой ответ: «Люди откуда-то притащили. Они уборку двора делали, там что-то валялось. И они притащили и положили».

При этом в том же Копейске многие управляющие компании согласны отвечать за вывоз веток только в случае, если они складированы на контейнерной площадке, расположенной на придомовой территории, добавил представитель местной администрации. Если же древесный мусор размещен где-то рядом, УК считают, что это не их зона ответственности. Они ссылаются на то, что могут нести траты за решение вопросов на территории, которая относится к общедомовому имуществу многоквартирных домов, а земли вокруг домов зачастую не размежёваны, и формально являются муниципальной собственностью.

Пробелы в законодательстве

Кто же должен вывозить ветки и спилы деревьев? Несовершенство действующего законодательства не дает однозначных ответов. И в разных регионах складывается самая разная правоприменительная практика. Но по всей видимости конкретизация по этому вопросу в ближайшее время последует, об этом рассказала представитель публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО), которая присутствовала на встрече по видеосвязи.

«Сегодня Минприроды совместно с ППК подготовлен проект о внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», согласно которому предлагается исключить пункт, что "В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории". Это первый момент. Второй момент, мы с Минприроды ведем работу по реактуализализации правил обращения с ТКО, в которых тоже можно было дополнить перечень тех отходов, которые запрещается складировать на контейнерной площадке, включив в него и растительные отходы», - пояснила руководитель Департамента нормотворческой деятельности ППК «РЭО» Маргарита Поспелова.

Представитель УФАС, которая присутствовала на встрече, четко обозначила позицию ведомства на текущий момент. Уличный смет и листва, которая собирается в ходе уборки придомовой территории многоквартирного жилого фонда, должны вывозиться за счет тарифа региональных операторов, а отходы от ухода за зелеными насаждениями – нет.

«Наша позиция выражена в решении антимонопольного органа, которое было поддержано судами всех инстанций. Уже и Верховный суд в этом году подтвердил указанную позицию, и ведомственная апелляция ФАС России. Мы считаем, что все-таки те растительные отходы, которые образованы от уборки придомовой территории (опадание листвы) – они относятся к ТКО и должны быть включены в норматив и должны быть вывезены по тарифу Регионального оператора. А отходы, которые образованы при уходе за древесно-кустарниковыми растениями (ветки, пни, кряжи, опиловка) это все-таки не ТКО, и должны вывозиться в рамках отдельного договора по отдельному тарифу», - рассказала начальник отдела товарных и финансовых рынков УФАС по Челябинской области Юлия Пузанкова.

Участники совещания согласились с тем, что в текущем законодательстве есть пробелы, которые не позволяют сформировать единую правоприменительную практику. И как минимум требуется разработка уточняющих правовых норм. Вместе с тем, начальник Главного управления ГЖИ по Челябинской области Рашида Ковалева отметила, что обсуждение перспектив единого законодательного решения проблемы обращения с растительными отходами не должно заслонять главную задачу: на контейнерных площадках, во дворах, на иных территориях должно быть чисто.

«Мы все имеем одного клиента, одного заказчика - это население. И если к нам поступит жалоба, мы будем разбираться и устанавливать ответственного в каждом конкретном случае индивидуально», - рассказала Рашида Ковалева.

Она также добавила, что до изменения законодательства с каждым спорным складирования древесного мусора нужно разбираться отдельно. Добавим, что в рамках совещания было озвучено предложение о создании рабочей группы, которая и займется разработкой предложения для изменения законодательства. 

«Уверен, что это проблема не только нашего региона. Многие вопросы выходят за рамки Челябинской области. В настоящий момент нет конкретных предложений по изменению нормативной базы. Мы обязательно с региональными операторами этот вопрос отработаем с привлечением надзорных органов, подготовим наше видение, которое в случае принятия решений на федеральном уровне, позволит решить проблему», - заявил по итогам встречи генеральный директор Центра коммунального сервиса Захид Камилов.