Космический проект. Челябинский школьник разрабатывает модели ракет

Игорь Мекшун – ученик десятого класса челябинского лицея № 77. Последние три года он занимается разработкой ракет. В мае этого года Игорь стал одним из победителей всероссийского конкурса «Большие вызовы».

   
   

Испытать на прочность

Всё началось с увлечения ракетомодельным спортом.

«В 12 лет я пошёл в кружок ракетного моделирования. Освоил все модели, после чего мне стало скучно. Модели достаточно простые и не имеют никакой научной значимости», – вспоминает Игорь.

Решив попробовать сделать нечто более серьёзное, юный исследователь наткнулся на объявление «Сириус. Лето: начни свой проект». Это всероссийская образовательная программа, в Челябинской области она реализуется в «Курчатов-центре». Суть программы в том, что местные учебные заведения и компании предлагают свои темы проектов, набирают команды из ребят, предоставляют им оборудование. А наставники (студенты и молодые специалисты ЮУрГУ) помогают изучить тему и привнести в неё что-то новое. Впоследствии готовые проекты участвуют во всероссийском конкурсе «Большие вызовы». Победители награждаются путёвкой в образовательный центр «Сириус», который находится в Сочи, и там продолжают начатое дело.

Аэрокосмический факультет ЮУрГУ предложил ребятам разработать проект многоразовой сверхлёгкой ракеты-носителя. Герой нашей публикации отвечал за определение концепции, создание облика трёхмерных моделей и последующее изготовление макетов. Другой участник испытывал все компоненты на прочность путём компьютерного моделирования.  Важно было понять, смогут ли силовые каркасы, перемычки и отсеки выдержать полетные нагрузки. Третий проверял смоделированные ситуации реальным экспериментом на специальном оборудовании.

Над проектом ребята работали в команде. Фото: ОЦ "Сириус"

«Без второй и третьей части исследования моя работа не  была бы полноценной. Защищались мы по очереди, причем на защите части удачно прошли в нужном порядке, и у жюри возникло ощущение целостности», - вспоминает Игорь.

Задачами Игоря были разработка и изготовление макетов  Фото: ОЦ "Сириус"

Вычленить главное

Следующим шагом для Игоря Мекшуна стало создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса для полётов к Луне. О высоком уровне этого образовательного проекта красноречиво говорит тот факт, что его куратором выступил «Алмаз-Антей» – крупнейший российский концерн, объединяющий предприятия, которые разрабатывают ракетное и радиолокационное оборудование. Представители компании работали с воспитанниками «Сириуса» в Сочи в течение 24 дней.

   
   

«Первый опыт очень мне помог, потому что работа во втором проекте распределялась точно так же: разработка модели, проверка её работоспособности путём численного моделирования и экспериментальная проверка. Я к тому времени уже обрёл навык трёхмерного моделирования, поэтому выполнял задачи инженера-конструктора, который проектировал ступени ракеты и собирал их воедино», – рассказывает мой собеседник.

Фото: ОЦ "Сириус"

В дальнейшем Игорь вернулся к разработке сверхлёгких ракет. Такие ракеты доставляют на орбиту Земли малые космические аппараты, наиболее известные из которых - миниатюрные спутники формата «Кубсат» (CubeSat). «Кубсаты» способны осуществлять космическую связь, проводить дистанционное зондирование Земли, проводить научные эксперименты, прогнозировать погоду.

Не так давно челябинский десятиклассник вернулся из «Артека». Что делает обычный ребёнок на море? Отдыхает. А что делает воспитанник «Курчатов-центра»? Правильно, продолжает работу над проектом!

«Повезло, что мне это разрешили, – улыбается юный изобретатель. – Пока шла смена, успел проанализировать экономические аспекты. Вернулся в Челябинск – начал разработку инженерной части: модели, расчёты. В ближайшее время проведу испытание двигателя».

Слушая Игоря, я недоумеваю. Всё-таки ракета – вершина инженерной мысли. Как старшеклассник может эту вершину постичь? Да, это непросто, и школьных знаний не хватает. Но на помощь приходят наставники – студенты и молодые специалисты аэрокосмического факультета ЮУрГУ. Они направляют школьников, подсказывают, какие аспекты той или иной науки (аэродинамика, сопротивление материалов и пр.) нужно изучить. Этот метод, как видим, не только даёт результат, но и определяет будущее российской науки.