Есть ли что-то менее похожее, чем работа в кабинете и ручной труд на природе, когда только от тебя зависит, получишь ли ты хороший урожай?
Житель села Кунашак Владислав Махмутов 22 года был чиновником, а недавно стал пчеловодом и нисколько об этом не жалеет. Вместо документов теперь имеет дело с ульями, заботится о пчёлах и готовит не доклады, а планы по расширению пасеки.
Вместо озера и пляжа – ульи
«В какой-то момент я просто устал, – говорит Владислав. – Трудился и в районной администрации, и в налоговой инспекции, и в сфере госторговли. Честно говоря, все это было мне по душе. В какой-то момент решил заняться собственным делом. И мучиться с выбором не пришлось – у меня и дед, и отец разводили пчёл. Так что я пчеловод уже в третьем поколении».
На самом деле Владислав и раньше помогал отцу ухаживать за пчёлами, но делал это, что называется, из-под палки. И даже сам мёд не особо любил. В какой-то момент в силу возраста отцу стало трудно заниматься столь нелёгким делом дальше, и он сказал сыну: «Или продавай всё, или же делай всё сам».
«Вот так я и решился, хотя, наверное, и внутренне был готов к смене профессии, - рассказывает Владислав. – Работа оказалась просто адски тяжёлой – не случайно её называют «сладкой каторгой». Лето, жара, люди едут на озеро купаться, а ты отправляешься на пасеку. Не приглядишь за пчёлами, и усилия всего года пойдут насмарку. И мало того, что жарко, работать ведь приходится в специальном костюме – пот глаза заливает, пчёлы жалят, а при этом ещё надо таскать тяжёлые ульи. Вместе с мёдом заполненный деревянный улей может весить до 80 килограммов! Отдельные рамы тоже нелёгкие».
«Мёд на колёса наматывается»
К счастью, оснащение пасеки удалось модернизировать. Помогли и собственные сбережения, и субсидия по развитию бизнеса, полученная от Центра занятости населения – 250 тысяч рублей. Для этого, конечно, пришлось подготовить бизнес-план, который тщательно рассматривали. Эти деньги позволили приобрести электромедогонку, маску, пчеловодческую стамеску, электродымарь, современные и более лёгкие ульи, а также пчелоплатформу, на которой они устанавливаются.
«Сам я сделал станок, чтобы чистить рамы, - говорит Владислав. – Сейчас процесс занимает 14 секунд, а раньше приходилось колотить каждую по 5-10 минут, да ещё все пальцы отбивал».
Но вся эта модернизация, конечно, не означает, что труд пчеловода стал лёгким. В сезон приходится постоянно разъезжать в поисках угодий для своих подопечных. Май – это время цветения акции, июнь-июль – липы, затем приходит время разнотравья и цветения гречихи.
«У нас даже есть свои пословицы про это время года, - улыбается пчеловод. – Например, говорят, что «мёд на колёса наматывается». Или же «кто не кочует, тот без мёда кукует»».
За липой приходится ехать в сторону Верхнего Уфалея, ближе к границе с Башкирией. За гречихой раньше надо было отправляться в соседнюю Курганскую область, но сейчас такие посадки есть и в Челябинской области. Разнотравье можно найти в родном Кунашакском районе.
Никогда не поздно
В дни самого горячего сезона жить пчеловоду приходится в лесу, а вставать в 5-6 часов утра, пока солнце ещё низко.
В каждом улье по 12-15 тысяч пчел. Следует подождать, пока основная масса улетит в поисках пыльцы, чтобы можно было осмотреть ульи, произвести необходимые работы. Проверить, как поживает матка, в нормальном ли состоянии весь улей, не требуется ли лечение.
«Как только пчела родилась, она – домохозяйка, - поясняет Владислав. – Затем, через неделю, становится охранником улья. Ещё через неделю – медоносом. В среднем пчела живёт недолго – всего 28-30 дней».
Зимой пчеловоды тоже не отдыхают – надо готовиться к следующему сезону.
В планах у Владислава увеличить в два раза численность ульев сначала до 35, затем до 55-60 и, наконец, до 100. Сейчас с пасеки он продаёт мёд, прополис, но в дальнейшем хочет предлагать покупателям пыльцу, другие продукты пчеловодства.
«Когда некоторые сетуют – мол, почему мёд дорогой, я им рассказываю, чего стоит подготовить такой ароматный и целебный продукт, - говорит Владислав Махмутов. – Но я не жалею, что ушёл в пчеловоды. Кто-то заводит собаку или кошку, а я решил завести себе пчёл. У меня было много теоретических знаний, которые хотелось применить на практике. Если бы много лет назад мне сказали, что пчеловодство станет моим основным делом, я бы никогда не поверил! Жаль, что я не занялся этим раньше, хотя найти себя и быть по-настоящему счастливым никогда не поздно!»
Кстати
Многие пчеловоды жалуются, что фермеры требуют с них деньги, если они останавливаются около цветущих полей. Между тем за границей фермеры, наоборот, сами платят пчеловодам, так как насекомые опыляют растения и способствуют увеличению урожайности. Согласно подсчётам учёных, 2-2,5 пчелиных семьи на гектар помогают повысить урожайность гречихи на 40-60%. На юге России многие уже переняли подобную практику, а вот на Урале она пока мало распространена.