Истребитель истребителей. Челябинец собрал Як-3 к юбилею Победы

Сергей Уфимцев / АиФ

Наверное, летчики Великой Отечественной отдельно оттачивали навык проникновения в собственный самолет. Кабина в Як-3 очень компактная. Нужно обладать особой ловкостью, чтобы забраться в нее и не зацепиться ногами за многочисленные тумблеры и кнопки.

   
   

Житель Челябинска Андрей Пирогов своими руками собрал легенду. Он в точности повторил макет знаменитого Як-3. Сейчас самолет стоит под открытым небом на окраине города.

Где найти части самолета

Пирогов уже много лет занимается реставрацией старой техники. Например, в его гараже есть раритетный пикап Chevrolet 1929 года выпуска. Выглядит так, как будто только вчера сошел с конвейера. На таких машинах во времена Великой депрессии в США бутлегеры развозили по барам самогон.

«Автомобиль на ходу. Даже ОСАГО оформил», - говорит Андрей Пирогов.

По его словам, реставрация раритетов дохода не приносит. Это хобби, которое отнимает уйму времени и денег. Но и иногда поступают и коммерческие предложения.

«Два с половиной года назад мне поступил заказ из другого города – сделать макет Як-3 для памятника. Я взялся за работу, а через некоторое время заказ отменили. Но у меня уже были готовы чертежи и часть железа. Не останавливаться же на полпути. Вот, к 9 мая выкатил истребитель из гаража», - рассказывает реконструктор.

Кабина самолета очень компактна. Фото: АиФ/ Сергей Уфимцев

Андрей Пирогов – офицер запаса. Оканчивал Челябинский военный автомобильный институт, поэтому с техникой на «ты». Комплектующие для Як-3 искал по всей стране.

   
   

«Где-то части самолета находят поисковики на местах боев и продают в интернете, где-то их можно снять со списанной техники на аэродромах. Например, эти колеса когда-то стояли на военном самолете, который потом списали и разобрали. Так колеса оказались в народном хозяйстве, возили телегу. А потом перекочевали ко мне. Шасси тоже досталось со списанной техники. Конечно же, какие-то части Як-3 я делал сам на станке. Расцветка и надписи на самолете соответствуют эпохе», - объяснил мастер.

Самолет мог бы украсить город

Як-3 поступил на вооружение в 1944 году на смену истребителям Як-1. Инженеры под руководством авиаконструктора Александра Яковлева снизили вес новой модели, сделав ее быстрее и мощнее. Самолет стал истребителем истребителей. Асы на Як-3 успешно противостояли технике Люфтваффе.

Самолеты оснащали двумя пулеметами и 20-мм пушкой. Их называют легендарным «Оружием Победы» наравне с танками Т-34 и Ис-2, «Катюшами» и пистолетами-пулеметами ППШ. К концу войны Як-3 обеспечили полное господство Советского союза в воздухе.

Надписи на истребителе соответствуют эпохе. Фото: АиФ/ Сергей Уфимцев

Компактность кабины Андрей объясняет тем, что в летчики набирали людей невысоких и прытких. Наверное, она вполне комфортна по меркам военных лет. Хотя бы потому, что спинку сиденья можно регулировать.

Этот истребитель мог бы стать украшением парка Гагарина или Сада Победы. Из него получился бы симулятор полетов для детей.

«Я хотел поставить его в город. Обращался в мэрию, предлагал забрать по себестоимости, чтобы просто компенсировать свои расходы. Но чиновники молчат. Недавно появился потенциальный покупатель. Если администрация города не передумает, буду продавать. Жалко, конечно. В парке у всех на виду он был бы уместнее», - сетует Пирогов.

Это интересно

- Время выпуска Як-3 повлияло на его раскраску. В 1944 году фашисты уже почти не бомбили советские аэродромы. Поэтому уже не было необходимости красить истребитель в цвет растительности или снега. Як-3 стали светло-серыми как небо.

- У истребителя был один недостаток – относительно небольшой запас горючего. Потому на этих самолетах не летали в тыл противника.

- На Як-3 воевали французские летчики полка «Нормандия-Неман». После Победы СССР подарил эти самолеты Франции в знак признательности за помощь в разгроме фашистов.