Развитие интернета и связи в Челябинской области идет так же стремительно, как и в целом по стране. Информация становится тяжелее – люди больше потребляют видеоконтент, скорости растут вместе с запросами потребителей.
Сетями опутана вся область,но и этого уже не хватает для удовлетворения потребностей. К чему готовится рынок связи?
Об этом на пресс-конференции «АиФ-Челябинск» рассказали эксперты:
- Мигунова Лидия Владимировна, начальник управления развития отраслей информационных технологий и связи Министерства информационных технологий и связи Челябинской области,
- Сафина Ляля Флюровна, начальник отдела надзора по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Челябинской области,
- Березнрой Андрей Николаевич, директор филиала ПАО «МТС» в Челябинской области,
- ШкавроАнатолий Валентинович, технический директор Челябинского кластера ПАО «ВымпелКом»,
- Воронин Антон Владимирович, заместитель технического директора компании «Интерсвязь»,
- Козлова Анна Игоревна, директор МегаФона в Челябинске,
- Хайруллин Ринат Ягафарович, заместитель директора филиала – директор по B2C «ЭР-Телеком Холдинг» (Дом.ru),
- Галилеева Светлана Викторовна, директор филиала Tele2 в Челябинске,
- ВдовинАндрей Владимирович, директор региона «Челябинск» АО «Компания ТрансТелеКом».
Публикуем сокращенную стенограмму мероприятия.
Год под знаком цифры
- Как с точки зрения развития технологий прошел 2019 год в Челябинской области? Началась реализация национального проекта «Цифровая экономика», дошел ли, наконец, интернет до всех жителей региона?
Мигунова Л.В.: Действительно, в 2019 году началась реализация профильного нацпроекта, и в конце лета заключен государственный контракт между федеральным министерством и компанией «5Джи Вайфай».
До 2021 года на Южном Урале 1050 социально-значимых объектов получат высокоскоростной интернет.
В 2019 году исполнитель - «ЭР-Телеком» (дочка ООО «5Джи Вайфай») подключил к интернету 273 социально-значимых объекта области, среди которых 137 образовательных и 45 медицинских учреждений, 38 объектов МЧС (пожарные части и посты), 52 здания органов местного самоуправления, а также 1 отдел вневедомственной охраны Управления Росгвардии. Интернет на скорости до 100 Мбит/с стал доступен в 27 районах и 10 городах Челябинской области.
В 2020 году будет подключено 336 объектов. Согласно госконтракту на реализацию проекта в Челябинской области будет направлено 741 млн. рублей.
Те проекты, которые у нас были и ранее, в т.ч. по устранению цифрового неравенства, почти полностью завершены. Осталось очень мало территорий, где еще нет интернета (здесь исполнитель ПАО «Ростелеком»).
По мобильному интернету. В 2019 году региональное министерство связи продолжает выделять субсидии (возмещение до 90% затрат) операторам связи, которые работают на территориях, где интернета нет, либо требуется улучшение качества связи.
- Как реализуется Нацпроект?
Мигунова Л.В.: До 2024 года все социально значимые объекты, кто не вошел в первые 1050, в нашей области будут подключены к интернету с хорошей скоростью. «Информационная инфраструктура» - это лишь часть нацпроекта, но является фундаментом, базой для исполнения других целей: кадры для цифровой экономики, безопасность и др. сферы.
Есть проект Цифровые технологии, где предусмотрены гранты для разработчиков и проч.
- В послании Федеральному собранию президент также говорил об отмене тарификации для сайтов Госуслуги и органов госвласти, готова ли Челябинская область?
Мигунова Л.В.: С 1 марта зайти на сайт Гослугуги или на официальные сайты регионального правительства можно будет даже при нулевом балансе (если закончился пакет услуг или денег на счету нет). Пока консультации с операторами продолжаются, но думаю, к указанной дате все будет готово.
Системы «Умного» города еще надо связать
- Очень много говорят об умном городе. А если смотреть опыт реальной цифровизации, успехами может похвастаться только Москва? Чего не хватает Челябинску, чтобы разрозненные «умные» сервисы заработали как единое целое и создали действительно «умный» город?
Хайруллин Р.Я.: Развитие «умных» технологий на Урале мы видим в двух направлениях. Прежде всего, конечно же, этот регион всегда славился своим промышленным потенциалом. Поэтому логично, что здесь в первую очередь будут находить применения инновационные решения для цифровой трансформации предприятий. Однако, не останутся без внимания и городские проекты.
Воронин А.В.: От Москвы есть два отличия. Первое, в столице есть ДИТ – Департамент информационных технологий, который создал взаимодействие между всеми ведомствами и через который проходят и координируются все идеи.
В Челябинске ни в городе, ни в области такого нет. Та же Минсвязь – немного другая структура и за отдельный муниципалитет не отвечает и не должна отвечать.
Второе отличие, Москва – город федерального значения и расходы бюджета на душу населения раз в 16 больше, чем в Челябинске. И там очень много проектов финансируется именно из местного бюджета.
Челябинские власти пока глобальных проектов не анонсировали и финансирование, хоть, говорят, оно и будет предусмотрено, не утверждали.
Все, что сейчас реализуется, участники делают в рамках пилотных проектов, либо своих собственных и идей и за свой счет.
Березной А.Н.: В любом случае – это обоюдный процесс. Задача операторов – формирование экспертизы для внедрения современных технологий, в том числе в городское пространство. У нас в МТС есть такой опыт, это проекты, связанные с планированием транспортной инфраструктуры с помощью BigData, внедрением умных парковок, умного сбора ТКО, экомониторинга и многие другие. И мы готовы в сотрудничестве с властью реализовывать их и в Челябинске.
Галилеева С.В: Пилотные проекты выполняются с помощью определенных технических решений. Если нет системного видения, что должно получиться в конечном итоге, эти проекты могут пойти в никуда.
Надо понимать, какое системное решение будет выбрано для города, это облегчило бы понимание, смогут ли операторы быть встроены в систему дальше.
Козлова А.И.: Я соглашусь с коллегами. Все операторы сейчас в стадии формирования экспертизы. Но движение есть. В 2018 году МегаФон в Магнитогорске организовал онлайн-систему с распознаванием лиц, номерных знаков авто и т.п. по контролю безопасности в городском парке.
Есть масштабные экологические проекты в области. Например, на Малосаткинском водохранилище мы запустили систему противопаводкового мониторинга. Гидрологи теперь оценивают уровень и расход потребления воды в онлайн-режиме, могут предупредить наводнение. Наши технологии также помогают на ранней стадии определить возгорания лесов и предотвратить пожары.
Вдовин А.В.: С 2015 года действует совместный проект ОАО РЖД и компании ТрансТелеКом по оснащению бесплатным беспроводным доступом в интернет железнодорожных вокзалов, станций и остановочных пунктов. В Челябинской области бесплатный wi-fi есть на вокзалах Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и т.д. Только за период новогодних каникул пассажиры и посетители железнодорожного вокзала Челябинска подключались к wi-fi более 400 раз и скачали почти 80 тысяч МБ трафика.
Также по заказу РЖД мы установили систему видеонаблюдения на железнодорожные переезды. Это сделано для безопасности транспорта и, в первую очередь, людей, которые пересекают пути.
Галилеева С.В.: Точечные проекты есть у всех, либо проекты ведомственного характера. Чтобы их широко внедрять, конечно, нужна поддержка власти и финансирование.
- Говоря о тотальной цифровизации, высоких технологиях, мы до сих пор сталкиваемся со сбоями в элементарных системах «Барс», «Электронная запись к врачу», нестабильно работают Госуслуги. Почему?
Воронин А.В.: Насколько мы знаем, последний серьезный сбой «Барса» был связан с обновлением программы. У «Интервсязи» есть свой сервис записи к врачу через[SM(1] мобильное приложение, им пользуются около 3000 человек еженедельно, и у них проблем с записью в ноябре-декабре 2019 года не возникло.
Мигунова Л.В.: С нехваткой мощностей это не связано, мощностей существующего в городе Центра обработки данных пока хватает. В будущем мы рассматриваем возможность увеличения мощностей за счет строительства одним из мобильных операторов своего ЦОДа и предоставления его в частичное пользование нам.
Сайт Госуслуг имеет две составляющие – региональную и федеральную – и является по сути единой точкой входа для сервисов, которые обслуживают разные ведомства со своей собственной инфраструктурой.
«Умные» холодильники наступают
- Какие тенденции в ближайший год, в ближайшее время будут реализованы в нашей области. Чего ждать от века цифровых технологий?
Вдовин А.В.: В целом теперь абоненты чаще звонят через мессенджеры, чем по традиционной сотовой связи. На рынке наблюдается замедление выручки от голосовой связи по сравнению с показателями от интернет-трафика. Это происходит за счет роста числа цифровых абонентов, кто постоянно пользуется мобильным интернетом. Но пока звонки через сотовую сеть значимо популярнее.
Хайруллин Р.Я.: Сейчас очень много внимания уделяется элементам «умного» города, развивается интернет вещей. Показательный пример: в Москве можно приобрести «умный» холодильник. Он будет сам заказывать продукты, отслеживать сроки годности и рекомендовать рацион.
Второй вектор – это утяжеление контента. Пользователи отдают предпочтение онлайн-видео, потребляют больше визуальной информации. И количество устройств в квартире подключенных к сети также становится больше. В среднем, половина абонентов имею три и более устройства.
Идет процесс персонификации, продукты и сервисы становятся все ближе к абонентам, отвечая на их запросы, стараясь их максимально удовлетворить.
Козлова А.И.: Общение уходит в интернет. За год потребление передачи данных растет в среднем на треть. Интересно, что и взаимодействие вещей тоже стремится именно туда. Сегодня каждый десятый абонент МегаФона – машина. Это терминалы в магазинах, счетчики ЖКХ, домофоны, чайники, детские часы, сигнализации и даже ошейники на собаках. Прирост огромный, а доля МегаФона на рынке интернета вещей уже составляет 43%.
Галилеева С.В.: Доля рынка связи в Челябинской области у нас 45%. И если говорить о тенденциях, хочется отметить, что областные власти, наконец, начинают понимать, что мы оказываем социальные услуги. Операторы начинают чувствовать поддержку и помощь. Те же субсидии на строительство базовых станций в малых населенных пунктах.
Трафик растет колоссальными темпами, мы отмечаем его удвоение-утроение в год. Необходимы постоянное строительство и модернизация сетей, для того чтобы «переварить» этот трафик и предоставлять качественные услуги. Поверьте, это требует героических усилий.
Мы вынуждены строить все больше и больше, чтобы соответствовать требованиям наших клиентов. Если раньше мы выезжали в лес за грибами и радовались тому, что есть связь, теперь мы удивляемся, когда не можем отправить фото.
В Tele2 зона радио-покрытия 4G уже больше, чем 3G (97% против 96% территории). И мы понимаем, этого недостаточно. За 8 дней через нашу абонентскую сеть было прокачено 4 петабайта трафика (это 1024 Терабайта или 1 млн. Гб), отправлено 83 млн. смс-сообщений и 4,5 млн часов проговорено.
Трафик растет, и мы вынуждены продолжать строить базовые станции. Между объектами расстояние уже доходит до 300 метров, а зона радиопоиска – диаметр 100 метров. Строить новые объекты при такой плотности очень трудно.
К сожалению, на сегодняшний день законодательство обязывает нас при проектировании станции предусматривать слаботочные системы, проводной интернет, фиксированную связь. Но совершенно не предусмотрено, как оператор будет подавать услуги мобильной связи в дома, особенно высотные.
Очевидно, что технологии 5G не за горами и возникает вопрос:если в городе не предусмотрена соответствующая инфраструктура, как операторы это исполнят. Даже если строить, есть препоны по плотности застройки, отсутствию законодательства. Без помощи администрации города, области это будет просто невозможно.
- А усовершенствовать существующие станции можно?
Галилеева С.В.: Можно. Сейчас у всех операторов трехуровневые сети (2, 3 и 4G), они между собой взаимосвязаны, нагрузка регулируется, но при этом у любой базовой станции есть максимальная несущая способность.
Некоторые объекты уже похожи на наряженные елки.
- Каков портрет нынешнего потребителя услуг интернета и связи?
Хайруллин Р.Я.: Что касается проводного интернета, то объем трафика в городах присутствия нашей сети за прошлый год вырос на 23% по сравнению с 2018 и достиг 3,2 млн Тбайт. Это сопоставимо с просмотром 800 млн фильмов.
Наибольшую долю от общего объема – 48% – занимает видеохостинги, онлайн-кинотеатры. На втором месте с 18% трафика - социальные сети, на третьем (15%) – игровые и околоигровые ресурсы: Twitch, Steam, Wargaming и другие.
Шкавро А.В.: В 2019 году средний южноуралец разговаривал 7 минут в день (по данным сервиса «Билайн-Аналитика»). Это значительно меньше, чем в 2018 году, на 15%.
При этом жители области ежемесячно потребляют интернет до 12,5 Гб. В Челябинске потребление еще выше, до 25 Гб.
Понятно, это, прежде всего, нагрузка на существующую сеть 4G, необходимо еще расширение и уплотнение. Например, в Магнитогорске за 2019 год ВымпелКом простроил до 400% сети, в Челябинске приросли на 25%. Этого требует возрастающее потребление интернет-трафика и сокращение голосовых сервисов.
Березной А.Н.: Меняются предпочтения пользователей. Тенденция последних нескольких лет – переход трафика в интернет. Интернет-трафик, как уже было отмечено, растет кратно. Объемы скачивания и просмотра видео-контента за год выросли более чем в 3 раза. Также мы видим, мы что растут продажи смартфонов с большим экраном в 2019 году их покупали на 40% чаще. Голосовой трафик за год не сильно вырос – около 5%, но услуга, тем не менее, актуальна.
Выросло в 6 раз и количество абонентов, пользующихся услугами «одного окна»: когда в тариф объединены связь, ТВ, мобильный и домашний интернет.
Людям удобно платить за комплекс услуг. Плюс это позволяет экономить.
Отсюда следующая тенденция. Операторы нацелены на построение экосистем, объединяя в одном продукте комплекс услуг. Например, мы предлагаем тариф, включающий домашний интернет, телевидение и мобильную связь, которая при подключении этого пакета идет бесплатно – бонусом. В этом случае удобно и контролировать расходы через мобильный личный кабинет.
Козлова А.И.: Хочу отметить, что еще в 2017 году, выбирая оператора, абонент голосовал рублем. Конкуренция была на уровне цены.
Сейчас люди готовы платить больше, если оператор готов предложить то, что им нужно: увеличенный трафик на соцсети, мессенджеры или YouTube.