Южноуральские машиностроители отмечают небольшой спад производства с начала года. Однако большинство оптимистично заявляет: геополитические события и западные санкции стали мощным толчком для развития.
Спад нас не коснётся?
В июне эксперты федерального агентства «РИА Рейтинг» проанализировали общие тренды развития машиностроения и пришли к выводу, что производство выросло в первом квартале 2022 года, но резко снизилось в марте, а к концу года неизбежно ещё большее падение.
«Мы не согласны с этим прогнозом, - заявил Павел Рыжий. – Да, в августе в машиностроительном секторе региона была просадка 3%, но мы надеемся, что она не увеличится».
Три главные проблемы
Правда, не все разделяют позитивный настрой. В этом году российский рынок покинула немецкая машиностроительная компания Liebherr, краны которой работали на большинстве российских строек. Нязепетровский завод – единственный в России, выпускающий башенные краны. Казалось бы, перед ним должны были открыться новые горизонты.
Безуспешную конкуренцию с Китаем отмечают и на других предприятиях.
Другой головной болью машиностроительного сектора в текущих макроэкономических условиях является дефицит импортных комплектующих.
Кроме того, всем не хватает грамотных специалистов.
«Нет инженеров, рабочих, с конструкторами просто беда! – пожаловался Волокитин. – Ищем людей месяцами. Бывает, кого-то берём и ошибаемся. Завод у нас молодой, работает с 2011 года, но у нас уже 350 сотрудников и миллиардный оборот. В апреле и августе этого года мы достигли лучших показателей за всю историю своего существования. Люди нужны, делать нечего, растим специалистов прямо на местах, берём на практику студентов колледжей и техникумов».
Навели порядок – получили прибыль
Заставить молодёжь поголовно идти учиться на инженеров государство не может. Ограничить ввоз продукции из КНР – тоже. Пытается помогать иначе. Так, в этом году расширился список мер господдержки.
Он подчеркнул роль нацпроекта «Производительность труда» в развитии машиностроительного сектора. В проекте участвует сотня предприятий региона, и половина из них - машиностроительные. Помощь заключается не в предоставлении финансовых средств, а в поддержке знаниями, экспертизой, компетенциями. Приобретение новых знаний оборачивается прибылью.
«Завод по производству стальных шаровых кранов и отводов «АЛСО» оценил эффект от внедрения инструмента бережливого производства в 30 млн рублей ежемесячно, - делится примерами Сергей Казаков. - Другое предприятие, производящее автоприцепы, практически удвоило обороты, увеличив свои мощности. Третье сократило процесс выполнения изделия с 24 дней до трёх. И это всё без инвестиций в производства. Просто навели порядок на рабочих местах и в головах!»
Точка зрения
- Сегодня поддержку получают в основном крупный и средний бизнес. Значительная часть малого бизнеса (90% субъектов) не задействована. А между тем в Челябинской области насчитывается порядка 137 тыс. субъектов микробизнеса, у каждого в среднем по три человека занятых, которых они кормят. То есть это как минимум 440 тыс. южноуральцев! Поэтому я считаю, что все виды поддержки крупного бизнеса должны способствовать развитию и кооперации со средним и малым. Такое развитие сегодня возможно только на каких-то очерченных юридических территориях, типа «особые экономические зоны», технопарки, экосистемы. Но пока такие экосистемы либо отсутствуют, либо работают по карикатурному принципу исполнения заказов для вышестоящих субъектов, т.е. де-юре технопарк есть, а де-факто это скопление производств в одном месте. Индустриализация производства машиностроительной продукции у нас ещё не начиналась!
Что касается решения кадрового вопроса, то выхода два. Первый - переманивать специалистов из других регионов и стран. Второй - профориентирование, это медленно, но верно. Нужно работать с выпускниками и их родителями, возрождать кружки авиамоделирования и всё то прочее, что было в Советском Союзе.
Взгляд изнутри
- Меры господдержки – это хорошо. Но гораздо лучше было бы просто уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, снизить количество налогов. Мы заплатили в федеральную казну 44 млн налогов, плюс государственные сборы на 38 млн. Малые предприятия от налогов вообще банкротятся, разоряются. Радует хотя бы то, что появились препоны для поставки продукции из европейских стран. Нам благодаря проблемам с поставками из Польши удалось нарастить выпуск своей сельхозпродукции и даже достигнуть роста в пределах 1%.