ЧТЗ на краю гибели? Работники жалуются на проблемы со спецодеждой

Рабочие ЧТЗ показали спецодежду, которая пришла в негодность и превратилась в ветошь. © / Из личного архива

Челябинский тракторный завод, когда-то составлявший трудовую славу южноуральской столицы, постепенно скатывается в пропасть. За последние 10 лет здесь сменилось девять директоров, а численность работников сократилась с 12 тысяч до 4,5 тысячи. Недавно коллектив завода опубликовал открытое письмо к губернатору, где рассказал о своих проблемах.

   
   

Открытое письмо

«Губительная кадровая политика руководства с каждым днём ухудшает положение, вгоняет в состояние выживаемости и окончательного уничтожения завода. Падает уровень производства, уходят квалифицированные специалисты. Ужасная ситуация с обеспечением работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Сотрудники вынуждены работать в изношенной, давно требующей замены спецодежде или приобретать новую за свой счёт. Работники говорят, что их просто не хотят слышать. В коллективе создана атмосфера безнадёжности, недоверия абсолютно неэффективным и неквалифицированным руководителям, действия которых формируют условия для социального напряжения и развала предприятия. А ведь когда-то знаменитый ЧТЗ был гордостью отечественной тяжёлой промышленности, визитной карточкой Челябинской области. Сегодня легендарный завод гибнет от рук неумелых хозяев. Трудовой коллектив просит губернатора Алексея Текслера обратить внимание на проблемы завода и помочь в разрешении ситуации». Это выдержки из открытого письма профкома ЧТЗ.

Мы попросили председателя профкома Олега Косых более подробно рассказать, что сейчас происходит на заводе.

«Начались массовые простои. Простаивает литейное, кузнечное производство и производство инженерных машин. Объёмы падают, а вместе с ними и зарплата, – сообщил он. – Люди ищут работу, наиболее квалифицированные уходят. Вопрос задаём: когда будем работать? Нам отвечают: нет оборотных средств, оборудование не на что ремонтировать. Управление главного механика расформировывают. Ещё недавно на заводе было 12 тысяч рабочих. Срезали до 10 тысяч, потом 8 тысяч, дальше 6 тысяч. Каждый год сокращение на тысячу».

Последней каплей, побудившей профком выступить с письмом, стали проблемы с покупкой спецодежды. С 2019 года финансирование на эти цели – не более 40% от нормы.

«Подобной ситуации не было за всю новейшую историю завода, что красноречиво говорит об отношении сегодняшнего руководства ООО «ЧТЗ-Уралтрак» к вопросам обеспечения безопасного труда работников. Три года мы покупаем спецодежду на свои средства. Обратились к гендиректору, в июле он прислал комиссию, она выявила многочисленные нарушения. Составили график: закупать 20 костюмов каждый месяц. И на этом всё. В октябре и ноябре ничего не купили», – рассказывает Олег Косых.

Неумелый менеджмент?

На заводе подозревают, что его хотят тихо ликвидировать. Сотрудники уверены: отсутствие спроса ни при чём, корень проблемы – в менеджменте. Есть заказы на трактора, можно загрузить кузнечное и литейное производство сторонними заказами.

   
   

86% акций предприятия принадлежит «Уралвагонзаводу». В декабре 2015 года на поднятие завода с колен было выделено 5,1 млрд рублей, но отдачи вложения не принесли.

9,6% акций принадлежит Челябинской области. Чиновники большой проблемы в сложившейся ситуации не видят.

«На предприятии планируется сокращение обслуживающего персонала (уборщиков служебных помещений), которое коснётся 163 человек. Эта мера вызвана экономической целесообразностью и оптимизацией производства. Уборка служебных помещений будет выведена на аутсорсинг. Персонал, ранее задействованный в уборке помещений и наружных площадей, будет трудоустроен в новые компании для выполнения функций на аутсорсинге. Министерство находится в постоянном взаимодействии с предприятием и намерено держать вопрос на контроле», – ответили нам в пресс-службе областного министерства промышленности.

«Историю с аутсорсингом мы уже проходили пять лет назад, – комментирует Олег Косых. – Это выходит дороже, и через три месяца завод перестал платить клининговой компании. Цеха были загажены, туалеты закрылись. Руководство умоляло уборщиц вернуться. Сейчас будет то же самое».