Почему промышленность Южного Урала показывает миллиардные убытки?

фото Александра Фирсова / АиФ

С началом в 2007 году мирового экономического кризиса производство на многих предприятиях значительно сократилось, одни заводы были признаны банкротами, другие полностью закрылись.

   
   

Нынешняя политика государства лишь усугубляет и без того хрупкую экономику страны. Что ждёт промышленность Челябинской области в ближайшее время?

Оставили в прошлом

В мае этого года областные власти заявили о закрытии челябинского завода «Сигнал». Его производственная площадка будет объединена с копейским предприятием «Пластмасс». Нужно отметить, что оба завода оборонно-промышленного комплекса входят в госкорпорацию «Ростехнология» и решение о ликвидации именно челябинского предприятия принимали в Москве. Причина убийственно банальна - у обоих загрузка на уровне 30%, проблемы с заказами и, соответственно, с выплатами зарплат. «Сигнал» считался одним из крупнейших заводов в стране по производству военной продукции: ручные гранаты, трассирующие пули, сигнальные патроны, ракетницы, зажигательные и дымовые шашки и др.

Другой гигант оборонного комплекса - известный «Станкомаш» был признан банкротом ещё в 2009 году. После передачи завода конкурсному управляющему больше половины имущества предприятия было пущено с молотка. Сегодня производственные помещения, некогда первого завода в СССР, где выплавляли мартеновскую бронированную сталь и корпусы для «Катюши», проданы частным компаниям.

Список потерь можно продолжить: завод измерительных приборов «Калибр», «Строммашина», где выпускали спецтехнику для нефтедобывающего комплекса, Челябинский часовой завод, Челябинский завод оргстекла. «Упадок промышленности во многом связан с полным безразличием государства и ростом тарифов на энергоресурсы, - уверен заслуженный изобретатель РСФСР, бывший руководитель конструкторского бюро завода «Станкомаш» кандидат технических наук Альберт ИШТУЛОВ. - Помню, «Станкомаш» производил целый ряд товаров народного потребления: чайники, стиральные машины, сушилки. В итоге они оказались гораздо дороже импортных аналогов. Сырьё, электроэнергия, тарифы - всё подорожало.

В условиях рыночной экономики каждый мечтал заработать. На месте разорившихся заводов открывались отдельные ОАО, каждое из которых накручивало свою цену. В результате выросла себестоимость отечественной продукции, импорт в этом плане оказался дешевле и доступнее. Мы стали неконкурентны, спрос упал. Государство, в свою очередь, сократило оборонный заказ, вообще открестилось от промышленности. Нам говорили ещё в начале, перестройки: сильный выплывет, остальные потонут. Потонули все».

   
   

Один за всех

Экономика Челябинской области завязана на обрабатывающей промышленности, доля которой в общем объёме прибыли составляет 58%. Трясёт рынок сбыта - лихорадит и регион. И новости здесь неутешительные.

Так, челябинские тракторостроители подписали очередной приказ о неполном рабочем времени. Кто-то работает два дня, другие трудятся четыре. Говорят, что такое количество смен сохранится до мая 2015 года. Закрылись рынки сбыта (по всей видимости, украинский рынок потерян надолго, а это был один из основных), производство за последние 4 года упало со 150 тракторов в месяц до 80.

По информации одного из региональных новостных сайтов, обсуждается вопрос о продаже контрольного пакета акций миасского УралАЗа холдингу бизнесмена Олега Дерипаски. Смена собственника грозит масштабным сокращением рабочих.

На днях генеральный директор «Мечела» Олег КОРЖОВ заявил, что группа компаний готова к продаже любого из своих активов, в том числе как доли, так и всего пакета акций южноуральского металлургического гиганта - ЧМК. И это после того как в комбинат были вложены колоссальные средства на строительство рельсобалочного стана. Планируется выручить порядка 2-3 млрд долларов, за счёт чего снизить долговую нагрузку.

2013 год все основные предприятия металлургической отрасли в Челябинской области закончили с убытками. «Белые металлурги» (ЧТПЗ) получили 1,87 млрд рублей чистого убытка, электрометаллургический комбинат - более 1 млрд рублей. Убыток Ашинского метзавода за год увеличился в 10 раз (с 72 млн рублей до 755 миллионов). Предприятие по производству огнеупоров - «Комбинат Магнезит» получило убыток в 229 млн рублей.

При этом официальная статистика гласит, что индекс промышленного производства за 7 месяцев 2014 года составил 101,9% к январю-июлю 2013 года. Эксперты объясняют незначительный рост индекса заслугами единственной компании - ОАО «ММК» (106,5%).

«В отличие от «Мечела», который успел набрать огромное количество долгов, скупая всё, что можно - от портов и железных дорог до предприятий за границей, ММК вёл более разумную политику, - замечает челябинский политолог Александр ПОДОПРИГОРА. - Сегодня, когда стоимость металла на рынке упала, Китай оказывает огромную конкуренцию российской продукции, ММК старается укрепить свои позиции за счёт профильных активов. Свою прибыль они тратят на покупку металлургических заводов и сырьевой базы (ГОКов). Но и это не означает, что на предприятии нет проблем. Рост финансово-экономических показателей могут обеспечить всего одна сделка или же локальный скачок цен на продукцию.

Наша индустрия, как и вся отечественная промышленность, подвержена проблемам, связанным как с внешнеэкономическими факторами, так и с общим несовершенством экономики. У нас идёт огромный отток капитала из области. О каком развитии можно говорить, если наши же предприниматели вывозят свои деньги, а не вкладывают их? Однако есть и передовые отрасли, где мы ещё конкурентоспособны, - атомная промышленность, наши закрытые города. Большие инвестиции сюда вкладывает «Росатом». Ну и традиционные энергетика и нефтегазовый сектор также являются точками роста».

Возродить машиностроение и металлургию возможно только с помощью государственной поддержки. Пусть не прямыми вливаниями из бюджета, но льготными кредитами для промышленности.