«Ещё много чего нужно!» Южноуральские машиностроители о ситуации в отрасли

АиФ-Челябинск / АиФ-Челябинск

Вызов принят

«Машиностроителям сегодня как никогда важно объединяться: после событий начала 2022 года, когда большинство поставщиков из Европы отказались работать с Россией, был получен серьёзный вызов, - констатировал факт генеральный директор Автозавода «УРАЛ», председатель Челябинского отделения Союза машиностроителей России Павел Яковлев. – Мы этот вызов приняли, за два года отечественные машиностроители нашли замену поставщикам из недружественных стран и выяснили, что и у нас умеют делать много хорошей продукции, тех же комплектующих. Так что держим курс на внутреннюю кооперацию!»

   
   
Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Он также отметил проблему кадрового голода и тот факт, как активно вкладываются предприятия в оснащение аудиторий в вузах, ссузах, проводят внутренние экскурсии для студентов и школьников.

«Сейчас количество юристов, экономистов, философов и психологов значительно превышает количество технического персонала, - прокомментировал Павел Яковлев. – Отрадно, что необходимые меры уже приняты, но прежде, чем мы получим кадры, должно пройти время. В этом году в миасском машиностроительном колледже у нас был конкурс 4 человека на место. Если тенденция продолжится, лет через 5 мы перестанем говорить про кадровый голод».

Большинство выступающих на пресс-конференции отмечали высокий рост темпов развития машиностроения.

«В то же время есть и факторы, замедляющие развитие. Например, рост ключевой ставки. При ставке 19%, фактическое кредитование сегодня держится на уровне 22% и выше, - подчеркнул депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. – При таких процентах окупаемость инвестропроектов удлиняется в несколько раз и многие притормаживают инвестиции. Если говорить о покупке транспортных средств, машиностроительной продукции, то большая доля покупается в лизинг. У лизинговых компаний ставки достигают 25-30%, поэтому все продажи встали. Я знаю, что у производителей транспортных средств все стоянки сейчас забиты. Предлагаем возобновить программу поддержки кредитования крупнейших производителей по аналогии с той, что была весной 22 года, когда ставка взлетела до 20%. Тогда именно благодаря программам, запущенным правительством, были выделены серьезные деньги и важнейшие отрасли экономики не ощутили резкого падения».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

По словам депутата, предприятия сегодня тратят большие деньги на переподготовку кадров, не имея договоров с учебными учреждениями, хотя при наличии таких договоров, есть возможность без ограничения списывать прибыль на расходы на обеспечение предприятия нужными специалистами.

«Строят 5, а надо 20!»

Ввиду того, что малые предприятия сегодня выполняют работы для субъектов крупного бизнеса, они также оказались на волне производственного роста, у некоторых он увеличился вдвое и даже втрое.

   
   
Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

«Но, как и в любом быстром развитии, есть свои сложности, - сообщил руководитель Комитета по промышленности ЧОО «ОПОРА РОССИИ» Павел Золотов. – В России наблюдается огромный дефицит производственных площадей. У крупного бизнеса площадки исторически большие, а у малого и среднего с этим проблемы. И ведь проблема федерального масштаба: строится 5 млн квадратных метров в год, а надо 20 млн! Необходимо увеличивать инвестиции в строительство новых заводов и цехов».

«Производственных мощностей действительно катастрофически не хватает, - поддержал директор по инновационному и стратегическому развитию АО "НПО "Электромашина" Леонид Зелепухин. - И нет эффективных прямых программ в части строительства, кроме промышленной ипотеки, но даже для крупного бизнеса она ограничена лимитом в 500 млн рублей. Есть предложение, чтобы банки рассматривали не лимиты, а стоимости проектов, для которых нужна эта самая ипотека. Лимиты мешают работать программе! Мы создали первый в Челябинске Технопарк ЗЭМ, буквально на днях досогласовали программу краткосрочного развития этого технопарка, нас поддержали Минпром Челябинской области и губернатор. В 2026 году хотим приступить к строительству зданий и сооружений для МСП. В перспективе это позволит небольшим предприятиям встраиваться в кооперационную цепочку, а также увеличит количество рабочих мест на Южном Урале».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Он также обратил внимание на актуальность региональной ипотечной программы в IT-сфере, а также для сотрудников предприятий ОПК.

«Кадровый дефицит, на наш взгляд, сегодня можно и нужно восполнять не только делая ставку на молодых специалистов, но и с помощью мигрантов!», - продолжил Павел Золотов.

«В Германии запущены госпрограммы работы с мигрантами, их адаптация, обучение, включение в производственные процессы, у нас такого нет, с мигрантами работает только МВД, причём регрессивными методами, - поддержал генеральный директор ООО «Челябкрансервис» Владимир Кантор. – Так что резерв для решения кадровой проблемы есть и его надо использовать!»

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

С 2005 года ООО «Челябкрансервис» занимается разработкой и производством кранов на железнодорожном ходу. В последние годы предприятие отметилось созданием самых мощных стреловых кранов в России, ФМ-150, грузоподъемностью 150- 200 тонн. Кстати, свое название - «ФМ», 200-тонные краны получили в честь 200-летия со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.

Сегодня ООО «Челябкрансервис» завершает производство очередного железнодорожного крана грузоподъёмностью 25 тонн, созданного по заказу крупного металлургического предприятия. Отличительная особенность крана - полностью электрический привод всех механизмов крана и отсутствие дизельного агрегата. Кран предназначен для работы внутри цеха, поэтому было необходимо избавиться от выхлопных газов, дыма и шума, сопровождающих работу дизель-генератора. Помимо того, кран оснащен системой частотного регулирования всех приводных механизмов. Такая система стала уже фирменной «фишкой» кранов ООО «Челябкрансервис». Она существенно облегчает управление краном, улучшает точность работы и снижает энергопотребление.

Главный конкурент - Китай

«Есть проблема ценообразования, - справедливо отметил Владимир Кантор. - Китайские комплектующие, запчасти, да и конечная продукция – машины – выходят дешевле. Это вопрос государственного уровня, который надо решать, нужно пересматривать налоги, внедрять преференции для отечественных машиностроителей. В России производственные издержки, увы, намного выше, чем в Китае».

«Мы с этого года стали активно посещать выставки и обнаружили, что большую долю занимает импортное производство, и только 30% экспозиций приходятся на российских производителей, - поделился наблюдениями руководитель Комитета по промышленности Магнитогорского местного отделения «Опора России», директор ООО «НПО «ЮПИТЕР» Александр Богдановский. – Причём в основном на выставках представлены малый, средний и микробизнес».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Засилье китайского импорта отметили и другие выступающие.

«Наша компания входит в группу GIRAFFE, а это единственный производитель башенных кранов в России, – сообщила исполнительный директор ООО «Крановые технологии» Ирина Казанцева. - За последние годы мы создали более 30 новых моделей башенных кранов. Мы видим, что спрос на продукцию отечественного производства есть, однако, приходится конкурировать с китайскими производителями, цена на продукцию которых на 20 % ниже. Надеемся в этом плане на поддержку со стороны регионального правительства. Сейчас получаем сертификаты и обратились с просьбой ввести утилизационный сбор, которого до настоящего времени не было».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Нет миллиона под подушкой

«Мы работаем для нужд личных и подсобных хозяйств. Могу сказать, что в нашем секторе машиностроения рост замедлился, - признался директор ООО «Трактор» Владимир Андрющенко. - Это связано в первую очередь с тем, что ставки кредитования очень высокие. Не у каждого нашего потенциального покупателя под подушкой лежит миллион на покупку трактора. Что касается кадров, раньше мы их находили легче. Стоило чуть повысить зарплату, и появлялись люди, готовые каждый день ездить на работу к нам в Еманжелинск даже из Челябинска. Однако повышать зарплату дальше не представляется возможным: уж больно выросла себестоимость продукции. Я по-прежнему считаю: вместо того чтобы помогать промышленности, государству нужно просто снизить налог на добавленную стоимость и ввести налог с продаж».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

«Челябинский машиностроительный завод» - одно из тех предприятий, которые за короткий период из малого бизнеса попали в крупный.

«И тут же столкнулись с проблемой дефицита комплектующих, - посетовал коммерческий директор завода Константин Волокитин. - В нашей продукции много комплектующих, которые раньше поставлялись из стран, перешедших в разряд недружественных. Попытки решить вопросы через параллельный импорт закончились плачевно. Получается, чтобы выпускать то, что мы делали раньше, нам нужно самостоятельно освоить и наладить выпуск необходимых комплектующих. Чем сейчас и занимаемся. Вперёд смотрим с большими надеждами».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

КСТАТИ

Для сотрудников машиностроительных предприятий заработала специальная программа по приобретению жилья.

«Мы предлагаем уникальную скидку 2% для сотрудников крупных военно-промышленных комплексов (ВПК) и предприятий Челябинской области, - прокомментировала руководитель отдела продаж ЖК «Западный луч» Юлия Тупицина. – Теперь каждый желающий может приобрести квартиру в строящемся комплексе и выгодно вложить средства в надежный актив – недвижимость».

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Жилой комплекс «Западный луч» – современное жилое пространство с продуманными планировками. Он расположен в самом сердце Челябинска и окружен всеми необходимыми удобствами: магазины, школы, парки и многое другое буквально у порога. Также неоспоримой отличительной чертой «Западного луча» считается отличная транспортная доступность: отсюда можно легко и быстро добраться до любой точки города.

«Чтобы стать участником программы и получить уникальную скидку в 2% достаточно лишь предоставить специалистам справку с соответствующего места работы, - уточнила Тупицина. - В случае, если это дочернее предприятие крупного ВПК холдинга, то необходимо будет также донести сопроводительное письмо о причастности к данному холдингу».