Перерасчет и отключения. 5 вопросов специалисту Госжилинспекции

Как идёт перерасчет платы за ОДН? Могут ли отключить свет, воду или электричество за неуплату? Как сменить управляющую компанию, если она против? На эти и другие вопросы ответила начальник главного управления государственной жилищной инспекции Челябинской области» Рашида Ковалева.

   
   

О перерасчете за ОДН

- В квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа «перерасчет за ОДН (общедомовые нужды – прим. ред.)». Что это значит?

Рашида Ковалева: Постановлением правительства РФ, изменения в правила содержания общего имущества внесены ещё в прошлом году, они вступили в силу с 1 сентября. Согласно документу, в ближайшие пять лет нас ждет перерасчет за потребленные общедомовые ресурсы. В этом году мы получили перерасчёт за 2022 год, в следующем получим за 2023 и т.д., вплоть до конца 2027 года. Перерасчет коснется только тех многоквартирных домов, где установлены общедомовые приборы учета воды, электричества и сточных вод. Других домов это не коснется.

Большинство собственников получили плюсовой перерасчет. Но есть и дома, где УК и ТСЖ сделали минусовые перерасчеты, и собственники получили возврат денег. Мы считали: в среднем за квартиру площадью 50 кв. м сумма перерасчета составляет от 300 рублей на каждый коммунальный ресурс. Мы понимаем, что это существенная финансовая нагрузка на граждан. С начала года нам поступило уже более ста обращений. При письменном обращении через ГИС ЖКХ можем проверить правильность начисления перерасчета. Если будут нарушения, выдадим предостережение УК. Пока из сотни обращений было только одно нарушение.

Формула перерасчета прозрачна: берется общедомовое начисление по конкретному коммунальному ресурсу, например, по электроэнергии, и из него вычитаются показания всех индивидуальных приборов учета, которые собственники обязаны передавать ежемесячно. Разница делится на площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и только потом умножается на площадь квартиры конкретного собственника.

Важно отметить, что собственники имеют право на рассрочку платежа. Те, кому УК выставили перерасчет одной суммой, могут обратиться с просьбой раздробить платеж на равные доли на весь год и платить каждый месяц по 1/12.

О смене управляющей компании

- Как жильцам дома поменять управляющую компанию? И что делать, если организация сопротивляется такому решению?

   
   

- Право выбрать управляющую организацию давно закреплено за собственниками помещений, и только собственники на общем собрании могут решить этот вопрос.

Конечно, бывает и так, что УК не хочет отдавать дом. Сегодня ответственность за подделку такого официального документа, как протокол общего собрания, ужесточена вплоть до уголовной. Но собственники должны правильно организовать и провести общее собрание, чтобы не было никаких нарушений с точки зрения оформления документов. Нужно оформить решение собрания протоколом и разместить его в ГИС ЖКХ, затем направить в УК заявление о расторжении договора с ней. Причем в самом протоколе должен быть пункт о расторжении договора с этой УК! Собственники используют разные формулировки, иногда совершенно безграмотно, поэтому суды не всегда встают на сторону собственников.

Многие пишут: мы хотим выбрать другую УК. Но вопрос о расторжении договора с предыдущей УК должен быть поставлен до выбора новой УК. Мы рекомендуем проводить собрания через онлайн-платформу ГИС ЖКХ: она полностью исключает подделку подписей и содержит актуальные сведения по собственникам, здесь не может быть ошибок в регистрации и подсчете кворума. С прошлого года такая практика в Челябинске широко распространена. Около 1000 собраний уже прошли именно так.

О подвалах

- Что делать, если подвал в многоквартирном доме подтапливает, а управляющая компания не принимает мер?

- Конечно, такого быть не должно. Подвал – это общее имущество дома, в нем должно быть убрано, сухо, не должно быть запахов, насекомых, грызунов. За всё это отвечает УК, она обязана предоставить собственникам доступ в подвал для совместного осмотра и поиска причин запахов и протечки воды. Если УК не реагирует, пишите обращение к нам через ГИС ЖКХ. В течение месяца мы выйдем с проверкой и при наличии оснований обяжем управляющую компанию устранить нарушения. Обычно в таких случаях нарушение устраняется за 1-2 дня. Если стоит запах, мы даем месяц на устранение. Если вода стоит, то меньше - 10-15 дней. Если УК не присылает отчет об устранении нарушения, выходим с повторной проверкой.

Об отключениях

- Может ли ресурсоснабжающая организация отключить свет и воду в квартире за долги?

- Может, но это крайняя мера. Ни одна ресурсоснабжающая организация не заинтересована прекратить подачу ресурса. Сначала компания направляет в адрес собственника уведомление о задолженности с предупреждением о том, что подача ресурса может быть ограничена в определенные сроки. Если ситуация с платежами не меняется, собственник никак не реагирует, направляется еще одно уведомление о том, что с такого-то числа подача ресурса прекращается. Но технологически это не всегда можно сделать. Если мы говорим о многоквартирных домах, не все ресурсы можно отключить точечно, не нарушив всю систему. Это возможно только с электричеством и газом. Вы вправе заключить с поставщиком электричества соглашение о реструктуризации задолженности, о рассрочке платежа.

О чистоте

- Как повлиять на управляющую компанию, если плохо убраны двор и подъезды дома?

- Периодичность уборки как подъездов, так и дворов должна быть закреплена договором управления с вашей УК. Есть только рекомендательная норма (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"), и то в приказе, который был принят 20 лет назад, и который, кстати, в этом году планируют отменить. В нём сказано, что влажная уборка подъездов должна проводиться раз в месяц, сухая - раз в неделю, по уборке двора нет периодичности. Зимой дворники чаще встречаются, потому что по существующим нормам они должны убирать наледь и снег в течение первых суток после того, как он выпал на придомовой территории.